Иоанн Кантакузин, в монашестве Иоасаф (ум. 1382) [греч] – богослов, император Византии в 1341–1355 годах, затем монах. Очень много сделал для поддержки паламизма и сам писал труды в защиту этого учения. И.К, кроме того, автор полемических сочинений против ислама и иудаизма. Актуальный для Византийской империи вопрос об унии с католической церковью заставлял И.К. внимательно относиться к особенностям латинского богословия; он несколько раз участвовал в дебатах с папскими посланниками. При поддержке И.К. на греческий язык переводились латинские богословские тексты, в частности, секретарь И.К. Димитрий Кидонис переводил и изучал учение Фомы Аквинского. Были в то время политики, готовые принять все условия Рима, чтобы заручиться поддержкой против турецкой агрессии. И.К. считал, что уния не может быть введена указом императора, что она возможна лишь после внимательного обсуждения богословских вопросов; при этом И.К. надеялся на богословскую победу Православия на объединительном Соборе.
Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.246–249.
Бибиков М.В. Развитие исторической мысли // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989. С.286–288.
Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 296–299.
Досталова Р. Византийская историография (характер и формы) // Византийский временник. – М., 1982. – Т. 43.
Завражин В.Н. Внешнеполитическая деятельность Иоанна Кантакузина в свете теории византийского эйкуменизма: По материалам «Истории» Иоанна Кантакузина // Политические деятели античности, средневековья и нового времени. – Л., 1983.
Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.187–189.
Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. / Пер. с англ. – Paris, 1990. С.126, 131.
Ломизе Б.М. Варлаамизм и византийское латиномыслие. Просопографические наблюдения // Византия между Востоком и Западом: Опыт исторической характеристики. – СПб.: Алетейя, 1999.
Медведев И.П. К вопросу об источниках «Жизнеописания Иоанна Кантакузина» // Византийский временник. – М., 1974. – Т. 36.
Медведев И.П. Мистра: Очерки истории и культуры поздневизантийского города. – Л.: Наука, 1973 .
Поляковская М.А. Димитрий Кидонис и Иоанн Кантакузин: (К вопросу о политической концепции середины XIV в.) // Византийский временник. – М., 1980. – Т. 41.
Прохоров Г.М. Иоанн Кантакузин // Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем. – СПб.: Алетейя, 1997. (Византийская библиотека).
Прохоров Г.М. Публицистика Иоанна Кантакузина 1367–1371 гг. // Византийский временник. – М., 1968. – Т. 29.
Флоринский Т.Д. Андроник Младший и Иоанн Кантакузин. Очерк истории Византии во второй четверти XIV века // Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1879. – № 4.
Флоринский Т.Д. Политическая и культурная борьба на греческом Востоке в первой половине XIV века – Киев, 1883.
Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем / Предисл., пер. с греч. комм.: Г.М. Прохоров. – СПб.: Алетейя, 1997. (Византийская библиотека).
Диалог с иудеем // Труды Отдела древнерусской литературы. – Л.: Наука, 1988. – Т. 42.
Хрисовул императора Иоанна Кантакузина о восстановлении единства митрополии Киевской и всея Руси // Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. – Paris, 1990.