В религиозной философии Бенгальского Возрождения в качестве основополагающего смысла была выстроена вертикаль «Бог – человек», от которой производны измерения «Бог – общество», «человек – человек», «человек – общество». Исходя из этого гуманизация индуизма происходит по четырём основным направлениям: 1) религиозное обоснование свободы и достоинства личности, 2) размышления о подлинном благе человека, 3) выявление социальной сути религии и её роли в усовершенствовании человека и общества, 4) универсальные основания веры и взаимоотношения представителей различных вероисповеданий. На практике это привело к адогматическому синтезу идей и ценностей. Развивается диалог индуизма, ислама и христианства. Ислам обостряет интерес к строгому монотеизму, а в социальном плане к равенству. Христианство поднимает вопросы о Едином Боге-Творце, о свободе и достоинстве личности. В пространстве диалога трех религий возникает проблемное поле, содержательно сходное с европейской Реформацией, включающее в себя три взаимосвязанные темы: 1) истинная суть религии и соотношение её содержания и формы; 2) связь человека с Богом, роль священнослужителя и модели богослужения; 3) социальное значение религии, социальная солидарность, этикаи социальное служение. Анализ этих тем позволил Индии обрести уникальный опыт осмысления своей религиозной традиции и создать её новый образ для всего мира.
Раммохан Рай (1772-1833) первый озвучил идеи реформации индуизма: бескомпромиссный монотеизм как база свободы и достоинства человека, рациональное устранение ритуализма, философское обоснование веры, неприемлемость монополии брахманов в духовной сфере, социальное служение как путь к Богу, универсализм и религиозная толерантность. Он переосмыслил традиционный вопрос индийской философии о преодолении страдания. Если прежде преодоление мыслилось как результат индивидуальных усилий, то Раммохан Рай, под влиянием христианских идей, представил страдание как социальное зло и вывел необходимость его преодоления обществом. Если гуманитарии Европы отстаивают право человека на земное счастье, то Рай требует счастья, но только после преодоления страданий.
В Бенгальском Ренесансе обнаруживаются два крыла – либеральное (брахмоизм) и консервативное (неоиндуизм).
Либералы-брахмаисты Дебендронатх Тагор (1818-1905); Кешобчондро Сен (1834-1884); Шибонатх Шастри (1847-1919) реформировали индуизм в рамках основанного Раммоханом Раем в 1828 г. общества «Брахмо Самадж». К либералам примкнули принявшие христианство Кришномохан Банерджи (1813-1885) и Брахмобандхоб Унадхьяя (1861-1907). К консерваторам принадлежали Бхудеб Мукхопаддхай (1827-1894), Бонкимчондро Чоттопаддхай (1838-1894), Свами Вивекананда (1863-1902).
Брахмоисты признают единобожие сутью индуизма, а его содержанием – отношение к Богу и к миру. Это приводит к отказу от постулата нереальности мира, что влечет за собой утверждение ценности земного бытия. Само бытие рассматривается как творческое соучастие в божественном творении. Однако творчеству предшествует самосознание личности. Для бенгальцев саморазвитие первично по отношению к социальным реформам. Потребность вывести на первый план гуманистическое содержание индуизма делает неизбежным обращение к христианству, но если Р.Рай (акцент на любви и страдании как сути учения Христа), К.Сен (призыв к самопожертвованию), С.Вивекананда (рассмотрение проповеди Спасителя в историческом, социальном и религиозном аспектах) объективно стремились обогатить индуизм недостающими аспектами, то К.Бенерджи и Б.Упадхьяя пытались встроить его в христианство без изменений.
Бенгальские реформаторы выдвигают на первый план мирскую деятельность и любовь, преодолевая кастовые различия при помощи христианства и ислама.
Импульс консервативному крылу придал бенгальский проповедник Рамакришна (1836-1886). Признавая позитивность социальных устремлений брахмоистов он говорил о ценности многообразия религиозных путей к Богу. Обосновывая ценность индуизма консерваторы часто идеализировали его, но идеализация не исключала критику, а была призвана показать должное состояние религии и пробудить уважение к индуизму в мире.
С.Вивекананда провозглашает монотеизм и критикует идолопоклонство, но в отличии от либералов, видит в нём не корень всех зол, а «духовное детство» индусов. Если либералы на первое место ставят социальное служение, то консерваторы отдают предпочтение духовному и культурному возрождению. Объединяющим фактором служит идея универсальной религии. Также все бенгальские мыслители преследовали единую цель – гуманизацию духовной традиции индуизма.
По мнению автора завершением религиозных исканий эпохи стали идеи Рабиндрната Тагора. Он критиковал либералов за то, что их высокие идеи недоступны не только простому народу, но и большинству брахмоистов. С другой стороны привнесение консерваторами религиозности в политику, обожествление родины только увеличивает ненависть к чужому. Отсюда проистекают основные идеи мыслителя: религия и вера внутреннее дело каждого, приоритет истинной веры не позволяет религии превратиться в предмет тщеславия.
Смыслы явленные бенгальскими гуманистами перерастают их изначальное стремление обосновать достойное место индуизма, они предстают как духовное противоядие сектанству, ограниченности и нетерпимости препятствующих свободному развитию личности – подводит итог Т.Г.Соколова.