В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена состоится защита докторской диссертации на тему «Духовный стих в русской культуре»
События

 Автореферат

 

Научная новизна исследования.

 Степень изученности проблемы позволяет конкретизировать следующие аспекты научной новизны: 

1. Впервые духовный стих рассматривается как целостное явление в русской культуре.

2. Обобщены данные за более чем 150-ю историю изучения всех разновидностей жанра духовного стиха, включая впервые описанный исследовательский период первого десятилетия XXI века. Определены три основные тенденции развития научной мысли, посвященной изучению духовного стиха: концентрация внимания в исследованиях на отдельных аспектах духовных стихов (сюжетах, источниках, напевах и т.д.), изучение жанра на собранном лично каждым исследователем материале, рассмотрение произведений отдельно по их своим разновидностям.

3. Собраны для анализа более 1000 произведений, затрагивающих все разновидности духовных стихов. Введены в научный обиход духовные стихи из рукописного старообрядческого сборника конца XIX–начала XX века, принадлежавшего А.И. Кочевой, который находится в фондах Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева. В рамках исследования подчеркивается текстологическая ценность духовных стихов, помещенных в сборниках XIX века, специально исследуются партесные концерты, в поэтической основе которых лежат духовные стихи.

4. Систематизированы и уточнены представления об истоках и особенностях бытования духовного стиха, основных носителях жанра в разных исторических периодах, получило дополнительное обоснование время возникновения духовных стихов.
5. Прослежена эволюция духовного стиха, проявляющаяся в том, что смена внешних условий приводит к изменению и расширению социальных групп распространения духовных стихов, к сюжетной, стилевой коррекции произведений. Жанр характеризуется исключительной способностью принимать форму наиболее удобную для восприятия содержания текста слушателями и носителями духовной традиции в соответствии с историко-культурными и социальными условиями.

6. Движение калик перехожих рассматривается как явление в русской народной культуре тесно связанное с социальной средой, в которой возник и распространялся духовный стих. Нашла объективное подтверждение гипотеза о происхождении жанра духовного стиха в среде калик перехожих. Калики перехожие в русском средневековье представлены профессиональными проповедниками, социальный статус которых к XIX веку трансформировался от миссионеров, героев-богатырей к нищей братии. В соответствии с изменяющимися функциями калик в разные исторические периоды эволюционировал и духовный стих.

7. Рассмотрены главные образно-сюжетные линии в духовных стихах в контексте их распространения и бытования, определены исторические и социокультурные аспекты существования жанра во всех его разновидностях. Закономерность появления в русской культуре и некоторые специфические черты выявлены при сопоставлении духовного стиха с жанром апокрифа.

8. Создана новая классификация духовного стиха как целостного явления в культуре. Духовные стихи подразделяются на фольклорные (православно-официальные), церковные (православно-официальные) и старообрядческо-сектантские. Выявлены героико-страдательные, покаянные и лирические типы, а также исторические, мученическо-страдательные, библейские, назидательные, лично-покаянные, лирико-философские и лирико-бытовые подтипы.

9. На основе теории риторики разработана методология анализа текста и музыки духовных стихов, предполагающая унификацию терминологии, что позволяет рассматривать текст и музыку с единых позиций, обеспечивает смысловую и семантическую целостность анализа духовных тексто-музыкальных произведений. Введен в научный оборот термин риторические конструкции применительно к анализу духовных стихов. Риторические конструкции обоснованы в качестве универсального средства анализа письменных образцов духовных стихов.

10. Получило дальнейшее развитие понятие о древнерусской музыкально-риторической фигуре. Выяснено, что в церковно-певческом искусстве в качестве древнерусских музыкально-риторических фигур выступают не только мелодико-графические формулы, но и маркерные знамена. Введен термин маркерные знамена, под которыми понимаются знамена, обращающие на себя внимание в песнопениях сложным, необычным рисунком (паук, труба, хамила, ключ,немка, змеица и другие).

11. Определены визуально-графические, изобразительные, семантические, функциональные, эмфатические свойства древнерусских музыкально-риторических фигур. Выявлены критерии выделения древнерусских музыкально-риторических фигур: 1) стабильные графические начертания, которые могут быть общими для всех песнопений или иметь варианты изображения из-за временной, региональной или авторской особенности рукописи; 2) ясно выраженная функциональность (графико-выразительная и / или композиционно-структурная); 3) способность выражать идеи и образы в поэтическом тексте, усиливать его эмфатический эффект.

12. Разработана методика анализа риторических конструкций текста и музыки в духовных стихах. Изучено функционирование текстовой и музыкальной риторики в церковных духовных стихах и партесных концертах, использующих тексты духовных стихов.

13. Риторические конструкции становятся средством наблюдения и выявления преемственности и эволюции культурных традиций в поэтическом тексте и музыке духовных стихов и партесных концертов. Установлено, что в духовных стихах текстовые и музыкальные риторические конструкции выступают в качестве средств структурной организации произведения, формирования художественной выразительности, эмоционального воздействия и социальной коммуникативности.

14. Предложен единый комплексный подход к изучению духовных стихов, основанный на анализе риторических конструкций, сюжетно-тематическом, сравнительном, количественном анализе и реконструкции напевов. В качестве основных методов исследования текста и напева всех разновидностей духовного стиха предлагаются объективные методы анализа.

15. Выявлены следующие функции духовных стихов: информационная, эмоционально-психологическая, лирико-субъективная, обучающая и воспитательная, которые позволяют этим произведениям играть значимую роль в формировании духовности в русской культуре. Религиозное и национально-героическое содержание текста, тексто-музыкальная форма бытования, эмоциональность, субъективность, воспитательная направленность текстов определены как жанровые свойства духовных стихов. Определена роль духовного стиха в русской культуре, заключающаяся в распространении религиозности и поддержании веры в человеке, формировании его внутренней духовности и нравственных норм поведения, в создании условий коммуникации в обществе. 

Теоретическая значимость исследования проявляется в первую очередь в том, что духовный стих рассмотрен как целостное явление. Установлены историко-культурные и социокультурные закономерности формирования жанра, дана оценка ценности духовного стиха как важной составляющей части духовной культуры. В работе продемонстрирован комплексный подход к проблеме, включающий учет исторических, социокультурных и аналитических аспектов. Именно такой подход позволил восполнить пробелы в изучении закономерностей развития жанра, предоставляя дополнительные возможности анализа генезиса и исторических этапов развития, оценки взаимосвязи между жанровыми разновидностями и изменением исторических, социальных условий. Сделанные в работе теоретические обобщения устанавливают жанровые характеристики, определяющие роль духовного стиха в русской культуре.Разработанная методология позволяет изучать и сравнивать духовные стихи, принадлежащие к разным историческим эпохам и художественным стилям, что дает возможность применять ее для изучения аналогичных явлений в песне, романсе, опере, кантате, церковных песнопениях и других образцах музыкально-поэтического и литературного творчества. Объективные методы исследования произведений, включающие анализ риторических конструкций и количественный сравнительный анализ, могут быть использованы для снижения субъективности оценок, вскрытия внутренних механизмов художественного воздействия, приемов и творческих инструментов древних создателей духовных произведений и реконструкции утраченной их музыкальной части.Риторические конструкции могут быть предложены в качестве универсального средства анализа любых произведений с текстовой и тексто-музыкальной основой. Они позволяют выявить структурные закономерности и художественную выразительность, дают возможность оценивать специфику произведений, прослеживать эволюционные процессы и преемственность художественных традиций. Вводимые методикипродолжают развитие структурно-семантического и семиотического подходов к культурным артефактам и могут, в частности, использоваться специалистами в области лингвокультурологии для изучения феномена текста в культуре.Предоставленная в исследовании доказательная текстологическая база позволяет делать системные обобщения в области народного духовного творчества и русской культуры в целом. Предложенные разработки могут служить основанием для культурологических обобщений, затрагивающих различные аспекты русской духовной культуры: народного художественного творчества, религиозных представлений, менталитета и т.д.

 Практическая значимость исследования проявляется в обобщении и осмыслении образцов народной духовной культуры, многие произведения впервые вводятся в круг современных искусствоведческих исследований. Особую практическую ценность работе придает демонстрация новых подходов к изучению духовных стихов, находящихся в опубликованных коллекциях XIX–XX веков. Результаты изучения этих сборников подчеркивают не только их информативную и общеисторическую, но и текстологическую ценность помещенных в них произведений, что позволит специалистам в области культуры и искусства активно использовать их в рамках своих исследований.Предложены объективные методы, предоставляющие исследователям возможность для сравнительного анализа, направленного на выявление общих стилевых закономерностей, определения региональных и других особенностей тексто-музыкальных произведений, а также общих процессов эволюции и сохранения культурных традиций. Исследование содержит практические рекомендации, открывающие новое направление в реконструкции утраченных напевов произведений.Результаты исследования могут быть также применены в учебном процессе при чтении курсов по фольклористике, истории отечественной музыки и литературы, теории и истории русской культуры для искусствоведов, филологов, фольклористов, музыковедов, культурологов, историков и других специалистов. Специально для учебного процесса разработано учебное пособие, в котором приводится авторская методика изучения тексто-музыкальных произведений.

ВАК РАН


Другие публикации на портале:

Еще 9