Последнее слово относительно новой реинкарнации как самого Далай-ламы, так и других высших лам, Пекин оставляет за собой, — заявил на пресс-конференции Чампа Пхунцок, бывший глава тибетского правительства, ныне представляющий регион в законодательном собрании Китая.
«Сейчас нет нужды обсуждать вопрос реинкарнации, — сказал Чампа Пхунцок. — Далай-лама еще жив, поговорим об этом, когда он умрет».
По тибетской традиции, после смерти ламы другие духовные лидеры ищут его новое воплощение. Мальчик, найденный ламами, проходит испытания, подтверждающие, что он подлинная реинкарнация ламы, после чего его ждут годы духовного обучения. Однако, заявляет Чампа Пхунцок, эта древняя процедура «будет считаться недействительной без одобрения центральным правительством» реинкарнации ламы.
Ранее Пекин уже вмешивался в поиски реинкарнации высокопоставленного тибетского ламы.
В 1995 году Далай-лама объявил 5-летнего Гендуна Чокьи Ньиму новым воплощением Панчен-ламы - второго лица в тибетской иерархии. Панчен-лама имеет решающее слово при поиске новой инкарнации Далай-ламы. Китайские власти не признали мальчика, и вскоре он исчез — о его местонахождении ничего не известно до сих пор. Пекин назначил своего Панчен-ламу — Гьялцэна Норбу.
Во время пресс-конференции 8 марта Чампа Пхунцок сообщил, что Гендун Чокьи Ньиму, которому сейчас 20 лет, «жив и чувствует себя хорошо», и что его семья не хочет, чтобы его беспокоили.
Сам Далай-лама XIV, живущий в Индии с 1959 года, не считает обязательным появление своего преемника. Тибетский народ должен будет решить, нужен ему «институт Далай-ламы» или нет, убежден нобелевский лауреат. «Если большинство считает, что институт Далай-ламы больше не имеет особого значения, его следует упразднить, в этом нет проблемы, — заявил Далай-лама во время недавнего визита в США. — Похоже, китайцев этот институт заботит больше, чем меня самого». Ранее тибетский лидер также говорил, что, возможно, не все прежние реинкарнации Далай-ламы были подлинными.