На сайте Седмица.ру размещена статья о истории Богословского института в Петрограде
События

Александрова-Чукова Л. К. Богословский институт в Петрограде (1920–1923 гг.) как первый этап на пути восстановления духовных школ в виде академий и семинарий.

На Светлой Седмице 16 апреля 1920 г. в голодном и холодном Петрограде состоялось яркое и без преувеличения самое значимое в послереволюционной жизни Русской Православной Церкви событие – торжественное открытие Богословского института, созданного по инициативе и трудами подвижников духовно-учебного дела, устроителями и попечителями которого стали приходские общины города. Это было единственное на то время в стране высшее духовно-учебное заведение. Настоящая статья, посвященная столетию Петроградского Богословского института, расскажет о его организации и деятельности, а также о его значении как первого этапа долгого пути восстановления богословского образования в стране в виде духовных академий и семинарий. Статья основана на материалах личного архива, статей и дневниковых записей ректора института протоиерея Николая Кирилловича Чукова (митрополита Ленинградского и Новгородского Григория; 1 февраля 1870 – 5 ноября 1955 гг.), председателя Учебного комитета Святейшего Синода (1946–1955 гг.).

Протоиерей Николай писал: «Духовные училища и семинарии, существовавшие до революции в каждой почти епархии, и четыре духовные академии – Московская, Петроградская, Киевская и Казанская – давали полное законченное образование детям духовенства и подготовляли богословски образованных кандидатов священства и работников просвещения. Несмотря на то что сословность этих учебных заведений налагала на их питомцев определенный отпечаток некоторой отчужденности от общества, а академичность преподавания и отрешенность его от жизни затушевывали пред сознанием питомцев этой школы необходимость для нужд церкви научной разработки выдвигаемых современной жизнью вопросов, тем не менее эта духовная школа давала возможность своим питомцам получать довольно широкое общее и глубокое религиозно-философское образование. По декрету Совнаркома “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви” все духовно-учебные заведения в России с сентября 1918 г. прекратили свое существование, и Церковь была обречена на постепенное вымирание богословски образованных кадров духовенства. Это грозило понижением и даже прекращением религиозного просвещения среди верующих».

С выходом этого декрета советской власти академии и семинарии утратили статус государственных учебных заведений, их финансирование прекратилось. Полулегально, выселенные из своих помещений, до начала 1920-х гг. продолжали действовать Казанская, Киевская и Московская духовные академии. Деятельность же Петроградской духовной академии прекратилась в 1918 г. Ее заслуженный профессор член-корреспондент Императорской Академии наук Н. Н. Глубоковский писал ректору Киевской духовной академии епископу Василию (Богдашевскому) 25 мая 1918 г.: «Положение академии — трагическое. Большевики с января ничего не платят (к[а]к и по Учил[ищному] совету), причиняли большие неприятности и держали под постоянною угрозой. Теперь уже прямо пишут в бывшую Академию и официально объявляют о скором закрытии, причем все мы увольняемся без пенсий и пособий. Церковная власть нынешняя забыла нас еще больше, чем прежняя. Пробуем спасаться под защитою Университета… оставляя всю нашу самобытность, но большевики и эту комбинацию отвергают. Пока еще не все надежды потеряны».

Священный Собор на проходившей тогда третьей сессии немедленно же озаботился организацией богословского образования для кандидатов священства на новых началах, соответственно создавшимся условиям церковной жизни. Указами № 23 и 29, принятыми 19 сентября и 25 октября 1918 г. на заседаниях соединенного присутствия Священного Синода и Высшего церковного совета под председательством Патриарха, епархиальным архиереям было рекомендовано открывать по епархиям пастырские училища, которые могли бы до некоторой степени заменить упраздненные духовные семинарии и училища, и готовить кандидатов священства.

«Применительно к постановлениям Высшей церковной власти», 1 октября 1918 г. в Петрограде митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) с разрешения Комиссариата народного просвещения в северо-западной башне Александро-Невской лавры открыл Богословско-пастырское училище. Его учредителем стала корпорация бывшей духовной семинарии, преподавателями – образованные монахи Александро-Невской лавры, непосредственным организатором и руководителем – бывший преподаватель Петроградской духовной семинарии Иван Павлович Щербов. Несколько видоизменив указанную из церковного центра структуру училища, сделав курс обучения трехлетним и открыв в него доступ женщинам (для обучения преподаванию Закона Божия), Щербов расширил его цели, чтобы готовить не только кандидатов священства, но и давать возможность религиозного просвещения всем ревнителям православной Церкви.

Трехлетний курс обучения в училище включал богословские, философские науки и языки. В него принимались мужчины и женщины православного вероисповедания от 18 лет, с образованием не ниже четырех классов средних учебных заведений. На первый курс были приняты бывшие воспитанники 3-го и 4-го классов духовной семинарии, а на второй курс — окончившие общеобразовательную школу: всего 50 человек, в том числе 3 девушки. Преподавать планировалось Священное Писание, Ветхий и Новый Заветы, догматическое и пастырское богословие, церковную историю, апологетику, основы церковного права, церковное проповедничество, методику Закона Божия, церковное богослужение, церковно-славянский язык и церковное пение. Училищу удалось получить «на хранение» библиотеку духовной семинарии, однако Щербов думал о большем. Он хотел, чтобы целая сеть таких очагов религиозного просвещения разного типа – от низших до высших – раскинулась по территории Петроградской епархии.

9 апреля 1919 г. Щербов обратился к митрополиту Вениамину с докладной запиской: «Русская Церковь как для организации прихода, так и для выявления ее истины пред неверующими и иноверными нуждается в убежденных, образованных и практически подготовленных деятелях и пастырях... Среди русских людей немало лиц, убежденных в истине православия, которые желали бы послужить Церкви, но среди них мало богословски и практически к этому подготовленных. С другой стороны, эти лица разъединены и не знают, где и как восполнить пробелы своего церковного образования. Все это выдвигает на передний план как… неотложный, вопрос об учреждении церковных курсов, кружков, училищ, которые могли бы привлечь и объединить вокруг себя по возможности всех желающих работать в новых условиях церковной жизни… К духовному образованию должен быть открыт свободный доступ всем желающим послужить Церкви: не только юношам, но и взрослым, не только мужчинам, но и женщинам. В Петрограде как культурном центре Северной и отчасти всей России должно быть открыто высшее духовное училище, куда поступали бы лица с полным средним и высшим образованием. Таким училищем мог бы являться Богословский институт, устроенный по типу высших специальных учебных заведений и имеющий своей целью подготовку просвещенных, духовно-настроенных пастырей и деятелей православной Церкви в Петроградской епархии».

 

Текст статьи доступен на сайте Седмица.ру


Другие публикации на портале:

Еще 9