Историк Олег Воскобойников о средневековом космосе и праве, человеческих темпераментах и «благорастворении воздухов»
Идея гармонии — кочевая, свойственная всем человеческим культурам и цивилизациям. Это слово греческого происхождения, оно связано с музыкой, но понимают его широко. В этой лекции я попробую выяснить, что это понятие значит для средневековой цивилизации.
Несколько лет назад специально ради этой цели я собрал в Москве пару десятков друзей из разных стран, чтобы провести масштабную конференцию. Нельзя сказать, что она помогла найти все ответы, но нам удалось собрать историков разных сфер, литературоведов, искусствоведов, чтобы понять, насколько это формообразующее понятие.
Христианское Средневековье
Христианское Средневековье действительно было цивилизацией, которая ищет гармонию и равновесие между постоянно противоборствующими силами. Это состояние поиска отразилось в теоретической мысли, философской спекуляции, богословствовании, поэзии и реальной жизни.
Например, средневековое правосудие очень сильно отличается от нашего — с его инквизицией, Божьими судами, неписаным правом, основанным на памяти законоговорителей. На первый взгляд кажется, что это никак не относится к слову «гармония», но на самом деле средневековый суд своей основной задачей видел умиротворение противоборствующих сторон любыми способами. Люди Средневековья считали, что на земле правит относительная правда, а истина известна только Богу, — но приблизиться к этой гармонии, важно договориться. «Согласие» — слово, которое для нас никак не связано с гармонией, а для латинского сознания Средневековья очень близко к звучащему на латыни слову harmonia. «Согласие» по-латыни будет consensu. Все общие процессы, в том числе совместное пение или приход к согласию на суде, возможны, когда люди нашли единую гармонию.
Важно понимать, что Средневековье мыслит трансцендентными категориями. У нас все иначе: хотя многие верят в загробную жизнь, мы понимаем, что наши земные дела мы должны решать, исходя из наших земных законов, правил, запретов и разрешений. Когда я говорю, что Средневековье мыслит трансцендентно, я имею в виду, что мыслящие средневековые люди все серьезные вопросы соотносят с миром небесным, потому что земной мир не вечен, а основы бытия нужно искать где-то в космосе.
Средневековый космос
Слово «космос» они не всегда понимали как бесконечное пространство. Мир — это такой же локус, такое же место, как твоя родная деревня или город. Средневековье мыслит местами, поэтому твой локус должен быть удобным и гармоничным. В этом месте должна быть хорошая погода, и люди в нем должны жить мирно. На самом деле реальность бывала разной, и Средневековье — это цивилизация катаклизмов, но мечта о хорошей погоде не оставляла его.
С этой мечтой связана одна особенность средневековой космологии, которая всегда начинается с истории о сотворении Богом неба и земли, а дальше рассказывает о небесах и иерархиях. Начиная с V века христианские мыслители вырабатывают строгую иерархию небесных сил, которые обитают вокруг трона Всевышнего. Эти ангелы стройно и гармонично поют, и это гармоничное пение очень важно для средневековой музыкальной теории и представлений о гармонии.
Теория гармонии
Идея гармонии закладывается уже в самом начале Средневековья — например, в творчестве Псевдо-Дионисия Ареопагита, чьи трактаты о мистическом богословии переводились на Западе несколько раз и имели большое влияние. Схоластика как род мышления — это тоже попытка гармонизации самых разных и противоречивых доктрин, течений, стилей мышления, чтобы мыслящие христиане обладали стройной системой мироздания, в котором строго указано место человека.
С той же целью пишутся многочисленные своды знаний, в которых все строго раскладывается по полочкам, примерно как распределяли по ячейкам силы земные и небесные. Девяти ангельским чинам противостоят девять античинов демонов. Сначала трудно наблюдать в этом противопоставлении гармонию, потому что негативные явления, на первый взгляд, ломают гармонию. Но средневековые мыслители не боятся присутствия зла в мире, даже если считают его отсутствием добра. Они не боятся зла, потому что присутствие черного цвета в картине еще не делает ее некрасивой и Бог разрешает присутствовать злу в этом мире, чтобы святые и проповедники смогли найти свое место в мироздании. Без испытаний не существовало бы и совершенства. Такая парадоксальная логика находила большой отклик в умах людей позднего Средневековья.
Душа и тело
Полностью повторяла эти мысли о равновесии новая наука о мире и человеке — естествознание (лат. scientia naturalis). Его правильно считать предком нашей современной физики с одной стороны и медицины с другой стороны: это наука о мире и человеке. Благодаря ей образ макрокосмоса и микрокосмоса оказался актуальным, потому что Средневековье продолжало искать гармонию не только в обществе, но и в мире.
Хорошая погода не случайно на старославянском языке называется так странно — «благорастворение воздухов». Этот термин возник задолго до христианства. Мир находится в равновесии, когда все четыре стихии в нем пребывают в гармонии: земля, вода, огонь и воздух.
Так и человек пребывает в гармонии, равновесии, когда все четыре сока внутри его тела сбалансированы. Темпераменты, которые мы часто используем: сангвиники, холерики и другие — с XI века стали очень популярными на Западе, их вспомнили в контексте гиппократовско-галеновской теории о соках. Человек обретает свой темперамент и характер в зависимости от того, какой из соков в нем преобладает. Когда один из них преобладает, появляется определенный характер, но тело все равно работает как гармоничная машина и зависит только от сбоев, которые происходят, когда душа очень сильно склоняется в сторону одного темперамента.
Существует одна интересная поэма о взаимодействии тела и души. Она возникла около 1200 года и называется «Чрево». Это сатирическая поэма, где по сюжету язык поднял бунт, обратился ко всем членам тела: «Что это такое, почему нами всеми правит чрево, а не разум? Пора нам покончить с этой тиранией». Начинается битва. Целый день руки, ноги и голова воюют с ненавистным желудком. Но в конце все проголодались и пошли на мировую. Язык тут же прикусил сам себя и стал просить прощения: «Дорогое чрево, извини, мы совсем не это имели в виду». Гармония восстанавливается. Тело продолжает работать, как ему и положено.
Подводя итог, важно отметить, что как в больших, так и в малых текстах — в церковном пении, поэзии, «Божественной комедии» — Средневековье оставило нам урок о том, что согласие, мир, гармония, терпимость по отношению друг к другу — это большая ценность.