Мария-Валерия Моррис рассказывает, как мифические предки ирландцев участвуют в реальной политике — с XI века до наших дней
Туата Де Дананн — то ли древние боги, то ли мифический народ-предшественник, то ли реальные предки ирландцев. Они защищают Ирландию от захватчиков, но сами захватчики прибегают к их услугам, чтобы вписать себя в местную историю. Католическая церковь смотрит на них скептически, как на пережиток «темной деревенской старины», но сам святой Патрик гостит у них, крестит их и венчает. Их никто никогда не видел, но вот уже тысячу лет они участвуют в политической борьбе. В рамках курса «Туата де Дананн в ирландской мифологии» Мария-Валерия Моррис рассказывает о том, как политический заказ превратился в предмет абсолютной веры, а затем в феномен поп-культуры.
В текстах, где Туата де Дананн не боги, а люди из плоти и крови, реализуется важный фольклорный мотив, который популярен во многих культурах, преимущественно в Северо-Западной Европе. Это мотив народа-предшественника, который уходит под землю после того, как на его территории появляются предки носителей традиции. Под эту характеристику подходят исландские и норвежские альвы, валлийские тилвит тег, чудь на Русском Севере. Подобно им, Туата Де Дананн — это автохтонное население Ирландии, которое было вынуждено уйти в параллельный мир. И, что важно, не в параллельный мир божеств или мертвецов, а параллельный мир людей. В ранних текстах это вполне физическое пространство под землей, внутри холмов, как бы еще одна обитаемая Ирландия.
В древнеирландских текстах Туата де Дананн — часть картины мира: все знают об их существовании, коммуникация с ними — обычное дело. В X–XI веках насущный интерес к ним несколько снижается, они остаются только в «Старине мест» и «Книге захватов Ирландии». Но во второй половине XII века начинается новый расцвет текстов о Туата де Дананн. И на этот раз он связан с политикой и соцзаказом.
Кто такие Туата де Дананн
Главные персонажи ирландской мифологии — Туата Де Дананн, Племена богини Дану. В разных источниках они могут быть как божественными существами, так и простыми людьми. В некоторых текстах Племена богини Дану изображаются народом-предшественником, обитавшим на острове до прихода Сыновей Миля — мифологических прямых предков нынешних ирландцев.
Согласно древнеирландскому тексту Can a mbunadus na nGáedel? («Откуда [идет] происхождение ирландцев?»), Сыновья Миля победили Племя богини Дану в войне, забрали их земли себе и уже готовились перебить остатки выживших. Однако круитни — они же пикты — похитили у Сыновей Миля всех женщин, кроме одной. Тогда Туата Де Дананн предложили захватчикам договор: они разрешили Сыновьям Миля брать в жены своих дочерей и сестер, а взамен просили позволения остаться жить в подземной Ирландии.
Так сложилось ирландское мифологическое пространство. Туата Де Дананн перебрались в сиды (параллельный мир под землей или в глубинах вод), но периодически навещают земли Ирландии, чтобы напрямую участвовать в жизни ирландцев, воевать или заключать дипломатические союзы и браки с обитателями поверхности.
Доминирующая с XIX века точка зрения рассматривает Туата Де Дананн как языческий дохристианский пантеон. Однако параллельно и диахронически с историей о божественных персонажах развивается и альтернативная версия об их человеческой природе.
Нормальные католики
В XIX веке католическая церковь относилась к Туата Де Дананн с опаской. В низовой фольклорной традиции они фигурируют как духи мертвых, падшие ангелы, что-то противное Христу, а в более «образованной» — как суеверия, с которыми следует бороться, дабы улучшить имидж ирландских католиков (и перспективы их борьбы за свои права). Это характерный для континентальной традиции взгляд на персонажей низшей мифологии (есть еще мотив о сокрытых детях Адама и Евы — его восприняли валлийцы). Но 900 лет назад все было иначе.
Первые упоминания персонажей ирландских мифов встречаются в «Житии святого Патрика» от Тирехана, написанном в VII веке. Дочери короля Лоэгайре встречают святого Патрика с его свитой. Они еще никогда не видели монахов и пытаются понять, кто перед ними. В числе вариантов, которые приходят им в голову, — sed illos uiros side aut deorum terrenorum aut fantassiam («мужи из сида, или боги земли, или призраки»). Туата де Дананн упоминаются и в исторических хрониках: например, в одной истории павшего ирландского героя оплакивают «женщины из сида». (Правда, здесь важно отметить: можно ли считать «обитателей сидов» и Туата Де Дананн одним и тем же классом персонажей — открытый вопрос, ответ на который зависит от перевода и трактовки конкретных текстов.)
Крещение Ирландии было на редкость мирным. На новую религию существовал социальный заказ со стороны королей и военной аристократии: в язычестве друиды имели больше власти, чем секулярные лидеры, и христианство позволило перераспределить власть в пользу последних.
Перед проповедниками не стояла задача уничтожения мифов. Наоборот, христиане старались сохранить как можно больше историй, убрав из них только то, что считалось недопустимым, — некромантию и человеческие жертвоприношения. Непосредственное теологическое основание этому предоставляло учение церкви, а именно слова папы Григория I Великого, который писал: »…не стоит <…> разрушать храмы идолов, только самих идолов, находящихся в них. Пусть приготовят святую воду и окропят те храмы, и сооруженные в них алтари, и хранящиеся там реликвии, поскольку, если храмы эти выстроены хорошо, необходимо перевести их с поклонения идолам на службу истинному Богу; чтобы, когда люди убедятся, что их храмы не разрушают, они сами отвратили бы свое сердце от заблуждений и, зная и почитая истинного Господа, с большей непринужденностью собирались в уже привычных им местах» (Письмо 76-е Григория I Великого (к Аббату Меллитию)).
К тому же большую долю раннего ирландского духовенства составляли те же друиды, которые продолжали транслировать мифологическую традицию. В текстах того периода мифические элементы никак не конфликтуют с христианским. Так, живший в VI веке святой Колумба командовал армией и сражался в битвах, будучи монахом. В его житии есть история о состязании в магии с шотландским друидом, которое святой выигрывает. Подобное поведение намного ближе к типажу героев мифов, чем к христианским устоям.
На начало XII века приходится активная деятельность святого Малахии — священника (а затем и епископа), который провел несколько богослужебных реформ. В 1139–1140 годах он посетил цистерцианский монастырь в Клерво, познакомился с Бернаром Клервоским и был так впечатлен порядком и организованностью французского приходского уклада, что, вернувшись в Ирландию, затеял изменения местного церковного регулирования.
«Разговор стариков» — памятник ирландской литературы. Сквозной сюжет повествует о том, как святой Патрик путешествует по Ирландии с двумя последними фениями — представителями легендарной дружины древних ирландцев. Туата Де Дананн показаны как люди из плоти с бессмертной душой, некоторых святой даже крестит и венчает.
Менять пришлось очень многое: в административном устройстве церкви, в сознании священнослужителей и верующих. Объяснять, как себя вести правоверному христианину, оказалось очень удобно с помощью дидактических текстов, положительными персонажами которых стали Туата Де Дананн. Одно из самых примечательных подобных произведений — «Разговор стариков» 1170-х годов.