Дудкин В. Л. Из истории католической социально-экономической мысли (период понтификата Павла VI)
События

Дудкин В. Л. Из истории католической социально-экономической мысли (период понтификата Павла VI)

Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019

Дудкин В. Л.  аспирант кафедры международного менеджмента Белорусского государственного университета (г. Минск)

 

В статье рассматривается социально-экономическое учение папы Римского Павла VI, сформулированные в энциклике Populorum Progressio, апостольском письме Octogesima Adveniens, синодальном документе Justitiain Mundo и апостольском увещании Evangelii Nuntiandi и отразившие реакцию Римско-католической Церкви на наступление постиндустриальной эпохи.

Ключевые слова: Павел VI, энциклика, апостольское письмо, апостольское увещание, пастырская конституция о Церкви в современном мире, Populorum Progressio, Octogesima Adveniens, Justitiain Mundo, Evangelii Nuntiandi

 

Джованни Батиста Монтини был избран папой Римским 21 июня 1963 года, всего через три недели после смерти Иоанна XXIII, и взял имя Павла VI. Его выбор в качестве папы считался предсказуемым, даже позволив прессе с некоторой долей уверенности объявить об этом за целых два часа до фактического окончательного голосования. Смысл этой предсказуемости заключался в понимании кардиналами-выборщиками того, что новому папе нужно будет продолжать политику и действия, начатые Иоанном XXIII. Это было особенно важно, поскольку со времени начала II Ватиканского собора прошло еще даже менее года. Так что выбор кардинала Монтини был естественным: он тесно сотрудничал с Иоанном XXIII в подготовке к Собору, принимал непосредственное участие в его работе, имел долгую историю последовательных назначений в курии и репутацию «городского пастыря». Он характеризовался как обладающий навыками и знаниями, необходимыми для руководства Церковью в надвигающемся водовороте реформ. Кроме того, он разделял с Иоанном XXIII неизменную озабоченность проблемами справедливости, мира и деятельности Церкви на социальной арене. Эта озабоченность побудила его присоединиться к другим прогрессивным в смысле социальной проблематики кардиналам в ходе II Ватиканского собора, призывая к более активному диалогу и серьезному отношению к социальным аспектам современного мира. Став папой Римским, Павел VI обратился к социальным проблемам в энциклике Populorum Progressio, апостольском письме Octogesima Adveniens и апостольском увещании Evangelii Nuntiandi, что окончательно привело к смещению от «евроцентричной» направленности Церкви в сторону более глобального взгляда.

В 1965 году на последней сессии II Ватиканского собора под председательством Павла VI была принята пастырская конституция Gaudiumet Spes («О церкви в современном мире»). Это был последний утвержденный документ, но его влияние продолжает проявляться и сегодня, особенно в отношении подхода и деятельности Церкви в социально-экономической сфере.

Название «Церковь в современном мире» свидетельствует о намерении Собора прочно увязать опыт Церкви с опытом человечества. То есть подчеркнуть, что Церковь является частью человеческой истории и не выступает в роли наблюдателя, но воплощена в человеческом опыте [1, §40].

Другим важным моментом было явное усилие со стороны Церкви вступить в диалог с миром. В своем анализе современного мира Собор обнаружил значительные социальные изменения, происходящие притом повсеместно. Эти изменения повлекли за собой как позитивные возможности, так и негативное влияние. Собор утверждал, что эти изменения дали всему человечеству огромные ресурсы и технологии для ведения здоровой и полноценной жизни. Однако, даже при этих возможностях повышения всеобщего благосостояния, значительная часть человечества оставалась в нищете, нужде и незащищенности. Собор призвал в срочном порядке исправить эту неприемлемую реальность.

Первым шагом на пути к решению проблемы, по мнению участников Собора, должно было стать «различение знамений времен и истолкование их в свете Евангелия» [1, §4]. Человечество — не пассивный объект изменений, но может, если оно того пожелает, установить такой социальный порядок, который успешно служил бы ему [1, §9]. Собор рассматривал этот процесс как активное отношение к человеческому благополучию. В продвижении этого благополучия Собор прямо призывает к «построению лучшего мира в истине и справедливости» [1, §55]. Сей процесс предполагает постоянное совершенствование социального порядка, ориентированного на человеческую личность и общество и их «жажду полной и свободной жизни, достойной человека, жажду поставить себе на службу все блага, которые современный мир может предоставить им в таком изобилии» [1, § 9], что требует взаимозависимости, взаимности, уважения, гармонии, единства и равенства, которые пронизывают общественную жизнь на всех уровнях.

Целью Собора в рамках построения «лучшего мира» являлось осознание присущего человеческой личности достоинства как божественного творения. Эта позиция не нова, поскольку она отражает понимание Церкви и толкование ею социальной ситуации человечества на протяжении веков. Тем не менее, это важный принцип для Собора, поскольку он имеет отношение к человеческой совести, социальным отношениям, а также к религиозным верованиям и убеждениям, из чего следовало, что все утверждения Собора имеют решающее значение для совершенствования и улучшения благосостояния человечества.

Хотя в основе «лучшего мира» лежит концепция человеческой личности как индивидуального творения, Собор традиционно считает, что люди являются существами социальными и как таковые образуют человеческие сообщества. Эти сообщества не должны подрывать индивидуальную инициативу, свободу мысли и действий или личные права и обязанности. Они должны быть местом, где люди могут развиваться и реализовывать свое человеческое призвание. Кроме того, уважение и любовь должны распространяться также и на инакомыслящих [1, §28].

В стремлении к созданию «лучшего мира» Собор выделил пять областей «особой срочности», представленных ниже.

  • Семья и брак: Собор рассматривает распад института брака и традиционного семейного устройства как угрозу структуре общества. Утверждается, что семьи являются основой общества и что «благо личности, а также человеческого и христианского общества тесно связано с благополучным положением супружеской и семейной общности» [1, § 47].
  • Развитие культуры: ее важность уясняется из вступительного предложения раздела: «человек приходит к истинной и полной человечности только через культуру» [1, §53]. Собор понимает культуру как «...все то, благодаря чему человек утончает и развивает различные душевные и телесные дарования...» [1, §53]. Стремительные социальные трансформации, вызванные обилием достижений науки и техники, требуют внимания к процессу развития человеческой культуры. При этом необходимо помнить о древних и традиционных культурах, вступая в диалог с новыми и развивающимися культурами, преследуя цель гармонии и защищая традиционные конструкции, где это необходимо [1, §53].
  • Социально-экономическая жизнь: многое из того, что Собор выделяет в этой области, перекликается с традиционными темами, которые рассматривались ранее в социальном учении. Вновь подтверждается мнение о том, что человеческая личность является не просто винтиком в колесах социально-экономического развития, а центром этого развития. Технологии, политическая экономия и прогресс — это средства для развития человека, а не цель, и они должны оставаться под жестким контролем человека. Человек имеет право и обязанность вносить вклад в собственное развитие и развитие человеческого общества.
  • Мир: каким бы оптимистичным ни был взгляд Собора на мир, он должен быть неизменно уравновешен трезвой реальностью войны, раздоров и страшного накопления вооружений. Мир понимается не просто как отсутствие войны, достигается не за счет военной мощи государств и не может быть установлен через диктатуру [1, §78]. Он является «предприятием справедливости», достигаемой в деле защиты личного благополучия и в условиях совместного доступа людей к духовным богатствам друг друга [1, §78].
  • Учреждение международного сообщества: Собор повторяет предложение Иоанна XXIIIо необходимости «международного авторитета» для содействия всеобщему благу и призывает к новому экономическому порядку, который избавит мир от экономического дисбаланса и удовлетворит нужды человечества.

 

Текст статьи доступен на сайте журнала


Другие публикации на портале:

Еще 9