Джунусбаева Ч. И. Закят в экономике Кыргызстана: мнение мусульман
События

Джунусбаева Ч. И. Закят в экономике Кыргызстана: мнение мусульман

Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018

Джунусбаева Ч. И. старший преподаватель кафедры экономики и коммерции Восточного университета им. Махмуда Кашгари-Барскани (г. Бишкек), аспирант Института экономики им. академика Джумагула Алышбаева Национальной академии наук Кыргызской Республики

 

Закят в экономике Кыргызстана: мнение мусульман

В статье проанализированы результаты опроса об обязательном пожертвовании в исламе — закяте среди мусульман по Кыргызстану и по городу Бишкек. Дается краткий анализ функционированию закята и закят аль-фитра в стране. В качестве оптимизации закята, как инструмента снижения социально-экономических проблем Кыргызстана, в исследовании предлагается создание специального фонда закят.

УДК 338.23:297.18 (575.2); ББК 65.278.9(2Ки)   Стр: 240 - 243

 

В настоящее время закят частично функционирует в экономике Кыргызстана. Количество мусульман в стране с каждым годам растет, и составляет более трех четвертых всего населения [1]. Но, тем не менее, в Кыргызстане нет централизованного фонда закят, как в некоторых странах с аналогичным государственным устройством, таких как Казахстан2 и Россия3 (не говоря уже о странах Персидского залива). Поэтому неизвестно — сколько мусульман страны выполняет данное религиозное обязательство и какие социально-экономиче­ские эффекты от него получает общество. При этом осуществляется централизованный сбор закят аль-фитра4 Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК) в месяц рамадан, устанавливаются ежегодные размеры закята и закят аль-фитра.

 

 

В 2017 году собранный закят аль-фитр составил 33 668 886 сомов (см. табл. 2). Конечно, если сравнить данную сумму с основными статьями расходов государственного бюджета, то собранное средство окажется очень скромным. Тем не менее, если данную сумму разделить на количество людей, проживающих в условиях крайней бедности (67,5 тыс. человек [5].), то на каждого приходится сумма равная 499 сомам, которая превышает ежемесячное пособие по безработице (250 сом) в два раза. Данные таблицы 2 свидетельствует о положительной динамике поступлений закят аль-фитра. За последние четыре года поступления увеличились на 12 295 894 сом, что составляет 57,58% роста в 2017 году по сравнению с 2014 годом. А за последние три года объем ежегодных поступлений стабильно увеличивается в среднем на 4%.

 

Поступления от закят аль-фитра распределяется между нуждающимися на основе обращений в казияты, районные хатибияты и в мечети областей. Некоторые мусульмане предпочитают давать закят аль-фитр лично в руки нуждающимся, поэтому, они могут и не платить в централизованный фонд при ДУМК и их пожертвования не фиксируется нигде официально.

Поступления от закята, если создать централизованный фонд при участи всех заинтересованных сторон, могут быть гораздо больше, чем поступления закят аль-фитр, так как зякатом облагается имущество (сельскохозяйственная продукция, финансовые активы и т.п.), превышающее значения определенного уровня. В 2016 году минимально установленный размер закята составлял 495 сомов в серебре и 2656 сомов в золоте (см. табл.1). Есть очень состоятельные мусульмане и 2,5% от их имущества после вычета всех расходов, окажется гораздо большей суммой, чем 2656 сомов. Также встречаются мусульмане, желающие выполнить один из пяти столпов ислама и выплатить закят, стоимость имущества которых не доходит до нисаба.

Из 54 организаций (фондов, центров) исламского направления, зарегистрированных в Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики, многие ведут благотворительную деятельность, наряду с основной, что иногда отражается в медиа и интернет пространствах [7]. Можно лишь предположить, что некоторые организации финансируются из-за рубежа, а у других источник, может быть внутренний, в виде пожертвований, в том числе закят. Мусульмане, вносящие пожертвования могут просто перечислить деньги, не говоря, что это закят или садака, так как, в исламе самое главное — это намерение, которое можно и не озвучивать вслух [8]. Из-за отсутствия специального фонда закят, который занимался бы централизованным сбором и распределением закят, нет публичной отчетности относительно поступлений и расходований средств закята. Обществу неизвестно — сколько мусульман и какую сумму они отчислили в качестве обязательной милостыни, хотя было бы интересно, что представляет закят для мусульманина страны и задействован ли он в системе закят?

Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, был проведен социологический опрос среди мусульман по Кыргызстану и отдельно по городу Бишкек. Так как до сегодняшнего дня не было подобных исследований в стране, в том числе социологического опроса, данный опрос по глубине анализа считается разведывательным, является простейшим анализом и может послужить базой для более глубокого и масштабного изучения закята в стране.

Анкета была составлена на двух языках — кыргызском и русском (см. табл. 3). Было опрошено по 100 человек (мусульман) с каждого региона.

 

Полный текст статьи доступен на сайте журнала http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6524


Другие публикации на портале:

Еще 9