12 ноября в Московской духовной академии прошла III Международная конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока». Организатором конференции выступил кабинет ориенталистики Московской духовной академии.
В работе конференции приняли участие профессора, преподаватели вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов России и зарубежья.
Конференция началась с пленарного заседания в Елизаветинском зале музея Московской духовной академии. С приветственным словом к участникам обратился ректор Академии епископ Звенигородский Питирим:
Одна из основных задач конференции, организованной кабинетом ориенталистики МДА, — создание площадки для общения востоковедов, которые занимаются изучением христианских памятников на восточных языках и истории восточного христианства. Круг проблем, связанных с бытованием христианской культуры на Ближнем Востоке и в Закавказье, представляется чрезвычайно обширным. Во многом это связано с религиозным разнообразием и трагической судьбой христианства в этом регионе.
Отрадно отметить, что проводимая ныне конференция объединяет светскую и богословскую науки в деле сохранения и изучения христианского наследия Востока. В научном мероприятии принимают участие представители МДА, СПбДА, ПСТГУ, а также сотрудники признанных лидеров российского образования и науки – МГУ, ВШЭ, РАН.
Позвольте пожелать организаторам и участникам конференции плодотворной и успешной работы. Да пребудет с вами благословение Божие. Мне особенно приятно открывать вашу конференцию, потому что сам я семь лет прожил на Востоке, изучил восточный менталитет, общался с учеными всей Центральной Азии. У нас там были Татиановские чтения. Это очень интересная сфера. Я хочу вам пожелать, чтобы география ваших научных интересов расширялась и туда тоже, в сторону Азии. Кажется, что там не осталось ни одного памятника. Для нас было открытием, что там есть памятники. Например, в Фарсах есть фрагменты христианской письменности, которые совершенно не изучены».
На пленарном заседании участники слушали доклады об антологии литературы православных арабов, аристотелевской философии природы в системе образования сирийских христиан в период раннего средневековья, а также о библейских канонах в арабо-христианской традиции.
После пленарного заседания участники конференции продолжили работу на секциях, где были представлены доклады о переводах Священного Писания и творений святых отцов на восточные языки, об особенностях богослужения Ориентальных Церквей, об истории русского присутствия на Святой Земле и о многом другом, касающемся истории христианства в странах Ближнего Востока и Закавказья. Доклады сопровождались активными дискуссиями.
По итогам конференции кабинет ориенталистики Московской духовной академии планирует издание сборника докладов. Все желающие смогут познакомиться с христианским наследием Востока.
На пленарном заседании выступили:
К.А. Панченко (Институт стран Азии и Африки МГУ, Москва) — «Антология литературы православных арабов». Презентация первого тома;
С.А. Французов (Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург) — «Библейский канон в арабо-христианской традиции»;
Ю.Н. Аржанов (Австрийская академия наук, Вена) — «Аристотелевская философия природы в системе образования сирийских христиан в период раннего средневековья».
В секциях с докладами выступили:
А.В. Муравьев (Национальный исследовательский университет ВШЭ, Москва) — «Иранизм в Картли в VI веке и “сирийские элементы” в “Житии” Иованэ Зедазнели»;
Е.В. Ткачев (Московская духовная академия, Сергиев Посад) — «Грузинские версии утраченных сочинений преподобного Иоанна Дамаскина»;
Н.Г. Головнина (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва) — «Буквализм в переводах святоотеческих текстов: царский путь или рабский удел?»;
Ю.И. Петрова (Институт востоковедения им. А.Е. Крымского НАН Украины, Киев) — «Русский перевод “Путешествия патриарха Антиохийского Макария” в контексте подготовки критического издания»;
Диакон Н. Шаблевский (Московская духовная академия, Сергиев Посад) — «Быт. 1, 1‒5: особенности перевода на классический сирийский язык (Пешитта)»;
Э. Сарибекян (Институт древних рукописей им. Месропа Маштоца, Ереван) — «Пролегомены и армянские толкования к книге Иова»;
А. Григорян (Международный научно-образовательный комплекс «Лицей Ширакаци», Ереван) — «Евагрий Понтийский в армянской литературе»;
А.А. Рогожина (Национальный исследовательский университет ВШЭ, Москва) — «Заклинание или молитва: магия в средневековой армянской традиции»;
Священник А. Зиновкин (Санкт-Петербургская духовная академия, Санкт-Петербург) — «Христиане Мервы: история, религия, культура»;
Монах Максим (Судаков) (Московская духовная академия, Сергиев Посад) — «Аскетические сочинения Мартирия-Сахдоны: идеи, структура, язык»;
А.Г. Грушевой (Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург) —
«Б.Н. Шаховской и его роль в истории школ Императорского православного палестинского общества»;
А.В. Сарабьев (Институт востоковедения РАН, Москва) — «Российское влияние на ближневосточные церковные дела: 120 лет тому назад»;
М.С. Шаповалов (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск) — «Русская Палестина: воображаемая территория русской идентичности»;
П.В. Федотов (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург) — «Н.М. Аничков – управляющий учебными заведениями Императорского православного палестинского общества на Ближнем Востоке в конце 1890-х – в начале 1900-х гг. (по материалам Архива внешней политики Российской Империи)»;
Диакон А. Занемонец (Хайфский университет, Израиль) — «Воспоминания архим. Киприана (Керна). Подготовка к изданию. Его служение на Балканах и Ближнем Востоке»;
Е.В. Гусарова (Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург) — «Проблема отношений Эфиопской митрополии с Коптской Александрийской патриархией во второй половине XVIII в. (по эфиопским царским хроникам)»;
Священник А. Волчков (Санкт-Петербургская духовная академия, Санкт-Петербург) — «Сирийские Псевдоклиментины – источник по ранней истории христианства в Сирии»;
С.П. Брюн (Музеи Московского Кремля, Москва) — «Колофон синайской рукописи, печать из собрания Dumbarton Oaks и исчезнувшая обитель вмч. Пантелеимона / пророка Илии. К вопросу об изучении и реконструкции материального наследия Антиохийской Церкви»;
С.А. Моисеева (Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва) — «Апостолы Петр и Павел в восточно-христианской и арабо-мусульманской традициях».
Сайт Московской духовной академии