О проекте новой формы охранных обязательств
События

С принятием Федерального закона от 22.10.2018 г. № 315 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменилась правовая природа охранного обязательства.

До принятия указанного закона охранное обязательство представляло собой двустороннюю сделку, сторонами которой являлись государственный орган охраны объектов культурного наследия и религиозная организация — пользователь или собственник объекта культурного наследия.

С принятием упомянутого закона ситуация изменилась. Охранное обязательство теперь представляет собой нормативный правовой акт органа охраны объектов культурного наследия, возлагающий на религиозную организацию ряд обязанностей без какого-либо согласования с религиозной организацией.

Типовая форма охранного обязательства утверждена приказом Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)"».

К сожалению, данная форма не обеспечивает проведения следующих предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» процедур:

  • учета мнения религиозной организации при определении перечня и сроков проведения реставрационных и иных работ по сохранению объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.2 Федерального закона № 327-ФЗ),
  • согласования с религиозной организацией условий доступа граждан к объекту культурного наследия религиозного назначения, переданному в собственность религиозной организации (п. 4 ст. 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ),
  • учета требований к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, соответствующих внутренним установлениям религиозных организаций (п. 4 ст. 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ).

Такая позиция Минкультуры России нарушает права религиозных организаций.

Согласно п. 8 приложения № 2 к упомянутому приказу Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 в случае, если «к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия». При этом внесение изменений в охранное обязательство предусмотрено только в случае изменения органа исполнительной власти, осуществляющего государственную охрану объекта культурного наследия (п. 7 приложения № 2 к приказу).

Однако, очевидно, что охранное обязательство должно подлежать изменению в случае, если объект культурного наследия передается в собственность или пользование религиозной организации. Соответствующие изменения в охранное обязательство должны вноситься до регистрации права собственности или пользования религиозной организации на объект по результатам:

  • учета мнения религиозной организации при определении перечня и сроков проведения реставрационных и иных работ по сохранению объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.2 ФЗ № 327-ФЗ),
  • согласования с религиозной организацией условий доступа граждан к объекту культурного наследия религиозного назначения, переданному в собственность религиозной организации (п. 4 ст. 47.4 ФЗ № 73-ФЗ),
  • учета требований к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, соответствующих внутренним установлениям религиозных организаций (п. 4 ст. 47.4 ФЗ № 73-ФЗ).

Кроме того, согласно п. 2 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство должно устанавливать требования:

  1. к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;
  2. к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;
  3. к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;
  4. к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопреки данным положениям закона, приказ Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 не предусматривает включение в охранное обязательство данных конкретных требований.

Очевидно, что обременение религиозных организаций охранными обязательствами, не содержащими вышеупомянутых конкретных требований в части сохранения, использования, обеспечения допуска граждан к объекту культурного наследия и размещению на нем наружной рекламы в предусмотренных законом случаях, совершенно недопустимо, поскольку приведет к злоупотреблениям на практике.

В этой связи по ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в настоящее время Минкультуры России во взаимодействии с Юридической службой Московской Патриархии разработало проект изменений в приказ Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)"». Данные изменения предусматривают новую редакцию формы охранного обязательства.

С предлагаемой редакцией можно ознакомиться на официальном федеральном портале проектов нормативных правовых актов «Regulation.gov».

Журнал «Приход» будет информировать читателей обо всех изменениях по данному вопросу.

Патриархия.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9