В ПСТГУ прошла дискуссия о значении религиозного опыта в богословских исследованиях
События

Открывая мероприятие, член Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ по теологии, проректор ПСТГУ по международной работе протоиерей Георгий Ореханов напомнил, что 1 июня 2017 года состоялась первая в истории России защита кандидатской диссертации по теологии.
 
«Само по себе это событие вызвало в обществе споры, дискуссии, иногда, к сожалению, даже скандалы. Это была защита декана нашего богословского факультета протоиерея Павла Хондзинского. Когда было содержательное обсуждение диссертации отца Павла, то, наверное, не было ни одного человека, который не обратил бы внимание на один тезис. Речь шла о том, что для занятий теологией нужен личный религиозный опыт. С одной стороны, это было всем понятно, но, с другой стороны этот тезис вызвал возражения. Вот этот спорный момент мы и решили обсудить», - отметил протоиерей Георгий Ореханов.
 
В своем выступлении доктор богословия протоиерей Павел Хондзинский рассказал, что защита диссертации «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского» вызвала оживленную дискуссию, прежде всего по вопросу о том, должен ли теолог для написания своих работ иметь “опыт веры”. «Слова эти были вынуты из контекста и трактовались далеко не всегда добросовестно, между тем речь в них шла только о наличии личностных предпосылок, как необходимого условия любого - по крайней мере - гуманитарного знания», - заявил первый в России кандидат наук по теологии.


 
По словам протоиерея Павла Хондзинского, второй возникший в связи с этим вопрос - вопрос о том, насколько теология может считаться наукой вообще. Полагаю, что терминологического уточнения требует прежде всего само понятие “теология”, слишком поликонтекстуальное, чтобы, употребляя его, не оговариваться, какой именно контекст в данном случае мы имеем в виду, считает отец Павел. «В частности, научная теология есть по преимуществу история теологии и в этом смысле раздел гуманитарного знания, изучающий тексты христианской Традиции. Отличие теологии от других гуманитарных наук, занимающихся этими же текстами, состоит в том, что она стремится установить в каждом конкретном случае точку зрения Церкви, являясь в силу этого ее саморефлексией», - подчеркнул декан богословского факультета ПСТГУ.
 
«Наконец, должен быть поставлен и вопрос о том, зачем нужно и нужно ли вообще теологии выходить в пространство светского гуманитарного знания, - убеждён протоиерей Павел Хондзинский. - При всех возможных за и против, ответ на него должен быть дан, исходя из наших представлений о миссии Церкви в сегодняшнем мире».
 
Второй докладчик, профессор кафедры современных проблем философии РГГУ Светлана Коначева остановилась на проблематике религиозного опыта в западной теологии ХХ века, ориентированной на феноменологически-герменевтические методы. «Один из крупнейших философов XX века Мартин Хайдеггер характеризует теологию как позитивную науку о христианской вере. Он подчёркивает, что только в вере теология может обрести достаточное основание для себя самой и только внутри веры как исторического события она обладает смыслом и правом на существование», - сообщила она.



 
«Теология есть наука о вере не только потому, что ее предметом оказывается вера и веруемое, но и потому, что она сама исходит из веры, - отметила Светлана Коначева. - Это наука, которую вера порождает и оправдывает. Вера становится для теологии одновременно методом, темой, истоком и целью».
 
В рамках выступления профессор РГГУ Светлана Коначева также обратила внимание собравшихся на некоторых примерах теологической саморефлексии в трудах теологов Джона Маккуорри и Генриха Отта.
 
К примеру, английский теолог Джон Маккуорри, говорит Светлана Коначева, в работе «Принципы христианской теологии» определяет теологию как «исследование, которое, благодаря причастности религиозной вере и размышлению над ней, стремится выразить содержание этой веры в наиболее ясной, последовательной и доступной языковой форме».
 
«В свою очередь протестантский теолог Генрих Отт относит теологию к наукам, основанным на опыте. В работе «Теология как молитва и наука» базовым опытом теологии Отт называет молитву, - пояснила она. - В молитве Бог сам делает себя доступным нашему принимающему опыту не как психологический феномен, но как ответ, в котором слово Бога обнаруживает себя в человеческом языке», -
 
«Религиозное познание невозможно вне опыта, оно не может сводиться к построению системы положительных суждений о божественной сущности или к рациональной космологии», - заключила Светлана Коначева при этом добавив, что соотнесение с религиозным опытом позволяет теологу ощущать «феноменальную» почву под ногами.
 
После докладов все желающие приняли участие в дискуссии.



Другие публикации на портале:

Еще 9