Если в основе православного подхода к сотериологии принцип совместной работы Бога и человека (синергии), то кальвинистское учение о предопределении (предестинации) предполагает полное бессилие человека и полное всевластие Божие, по Своему «суверенному» усмотрению одних предизбравшее ко спасению, других к погибели.
Ожидается, что в ходе диспута будут затронуты проблемы человеческой воли и благодати, свободы и Промысла Божия, благости Божией и присутствия в Мироздании зла…
«Всё познаеётся в сравнении», — писал немецкий философ. Исторически догматическое богословие и Православной Церкви, и Кальвинизма формализовалось и осмысливало самое себя в дискуссии с еретиками, с альтернативными христианскими теологическими подходами. Поэтому диспут — это естественная и наиболее показательная форма для изучения названых богословских традиций.
История христианских цивилизованных дискуссий уходит корнями в апостольские времена. Так Новый Завет рассказывает о споре первомученика Стефана с представителями иудаизма (Деян. 6:9-10).
Актом, положившим начало официальному межконфессиональному богословскому диалогу между Православной Церковью и Всемирным альянсом реформаторских церквей можно считать решение Первого Предсоборного всеправославного совещания 1961 года о создании Межправославной комиссии для участия в данном диалоге. Смешанная богословская комиссия по православно-реформатскому диалогу образована в 1961 году. Первая официальная встреча комиссии состоялась в 1988 году Лойенберге (Швейцария), вторая — в 1990 году в Минске. Всего проведено девять встреч (последняя в 2005 году в Ливане). В результате плодотворной работы приняты совместные консенсусные заявления о Святой Троице и по христологии. Продолжается диалог по разным аспектам экклесиологии.
Дискуссия пройдет в открытом формате по адресу: город Минск, улица Лидская, д.3. Проезд от станции метро «Каменная горка» наземным общественным транспортом до остановки «Домбровка-3». Вход свободен для представителей любых исповеданий.