Система духовного образования должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем, тогда студенты и преподаватели духовных школ смогут полноценно участвовать в программах академического сотрудничества, что в конечном итоге будет способствовать как успеху миссии Церкви в обществе, так и повышению образовательного уровня внутри самой Церкви, убежден Святейший Владыка.
«Конструктивное партнерство с указанными образовательными системами возможно при согласовании принципов организации духовного образования с так называемой Болонской системой, на которую перешли европейские и российские вузы, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Следствием этого станет, наконец, решение проблемы признания государством нашего богословского образования, а также создание условий для повышения его уровня. Полагаю, что Болонский процесс едва ли может быть принят нами в чистом виде, тем более что сам он предполагает наличие разночтений и учитывает особенности национальных систем образования, а также специфику изучения отдельных предметов. Отечественное богословское образование безусловно имеет свою специфику и свои традиции, которые должны быть учтены, и Болонский процесс предоставляет такую возможность».
Среди конкретных задач реформирования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал необходимость четкой дифференциации семинарского и академического образования: «Семинария должна готовить пастырей со степенью бакалавров. Некоторые семинарии, имеющие больший потенциал, могут предоставлять своим учащимся возможность проходить начальную научную специализацию, получая степень магистра. Академии же и равные им учебные заведения должны стать местом, где готовят специалистов и исследователей по отдельно взятым дисциплинам. Обучение в них должно завершаться написанием полноценных научных исследований».
Подчеркнув, что в семинариях и академиях должны быть усовершенствованы методы преподавания, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Больший упор необходимо делать на самостоятельную работу студентов под контролем и при руководстве со стороны преподавателей; студентов нужно прежде всего "учить учиться", прививать им практические навыки исследовательской работы с текстами, написания собственных текстов, владения методологией научной работы. В семинарии богословское и нравственное формирование воспитанников должно проходить при активном участии преподавателей и классных наставников. В академиях необходимо усилить связь между студентом и научным руководителем».
«К сожалению, все еще имеются случаи, когда окончившие академию, не говоря уже о семинарии, остаются по сути невостребованными и направляются на отдаленные приходы. Думаю, нам надо продумать рациональную систему распределения кадров не только по епархиям, но и внутри епархий, дабы, к примеру, кандидат богословия или выпускник академии был задействован в общеепархиальных проектах или трудился на таком приходе, где существует больше возможностей для использования его знаний», — заявил Предстоятель Русской Церкви.