Кыргызстанский историк о феноменах «кочевого», «импортного» ислама в ЦА
События



Процесс распространения ислама на территориях Центральной Азии и в частности в Кыргызстане проходил очень длительно, неоднозначно и в несколько этапов. Сначала исламизация народов ускорялась, потом наступал ее спад, затем она приобретала местную специфику. Чтобы понять, как это происходило необходимо вернуться в VIII век, когда в начале этого столетия арабы вышли к границам нынешней Центральной Азии (ЦА), проходившей по реке Амударья или Джейхун.



Территории, которые находились за Сырдарьей, арабы называли Мавераннахр, что в переводе означает Заречье. В начале VIII века арабы активно начинают экспансию на эти земли. К тому времени в данном регионе сложился религиозный синкретизм и веротерпимость. Здесь совместно существовали зороастрийцы (огнепоклонники), манихеи, христиане, буддисты, иудеи и тенгрианцы (поклоняющиеся богу неба Тенгри/Тениру). И вот приходят арабы с новой религией – исламом и говорят, что единственным богом является Аллах, теперь необходимо поклоняться ему. Но это вызвало непонимание и даже неприятие местного населения. По этой причине арабам приходилось не раз организовывать военные походы и вновь завоевывать территории, не раз происходили восстания. На этом фоне первое время распространение ислама проходило очень тяжело. Только к середине VIII столетия мусульманам удалось закрепится на южных рубежах ЦА.

Благодаря арабам, из-за большой миграции оседлого населения из южных регионов (Таджикистан, Узбекистан) на территориях современного Северного Кыргызстана и Казахстана начинают появляться города. Ислам принимает небольшая часть оседлого населения, так как в арабах на тот момент центрально-азиатские народы видели завоевателей и не могли принять их религию, считая ее враждебной. К тому же местное население пока еще не понимало ее сути. Только к концу VIII векe мусульманская администрация начинает прибегать к мерам, которые поощряли принятие Ислама.



К ним относились: освобождение от налогов и метод, который в своем произведении описывает исламский автор Наршахи, описавший историю Бухары -  плата за совершение намаза. В своем произведении он пишет, что каждый совершенный намаз поощрялся серебряной монетой. Поэтому многие среднеазиатские жители в начале приходили на молитву с умыслом, чтобы получить монету, но потом намаз стал привычкой и образом жизни. Тогда администрации уже не нужно было платить деньги. Именно с этого времени начинается победа ислама в Центральной Азии.

Очень большое значение в его распространении сыграла именно та искренность, которая пришла на смену к понятию «вера завоевателей».  Несмотря на то, что ислам зародился среди полукочевников аравийского полуострова на территории ЦА он начал распространяться именно среди оседлого населения. Кочевники же долго не могли его принять, так как не понимали, как они будут практиковать веру. В IX веке ислам в центрально-азиатском регионе укрепляется, Бухара становится его колыбелью. Полное название этого узбекского города «Шарифи-Бухара» – место, где погребены великие исламские деятели.

Интересный факт: Есть представление, что в ЦА исторически доминировал наиболее лояльный исламский мазхаб – ханафитский. Однако по утверждению историка в регионе изначально в значительной мере преобладал шафиитский, который укрепился в IX веке. Он был гораздо жестким, но у него была более развитая теологическая практика. По многим вопросам велись дискуссии, давались ответы, очень сильно развивались философские представления. Так как в исламском мире богословие и философия шли рука об руку. Представители данного течения могли логически объяснить те или иные вещи с исламской точки зрения и дать четкие ответы на многие вопросы. Этот мазхаб сыграл большую роль в укоренении ислама и его мирного распространения на этой территории.


Принятие ислама в Кыргызстане



В Кыргызстане согласно историческим данным ислам укрепился достаточно мирным путем. В середине X века новое государство Караханидов провозгласило его своей официальной религией. Аспектом становления ислама государственной религией можно отметить несколько причин:

Согласно легенде, правителю Абд ал-Кериму Сатук богра-хану, основателю государства Караханидов, приснился сон, в котором ему говорилось, что он должен принять ислам. Этому совету он последовал. Под этим необходимо понимать: 

- во-первых, религия укрепляла государство и власть хана, которая считалась дарованной от Аллаха,

- во-вторых, если ты становился исламским правителем, то соседи не могли тебе объявить религиозную войну – джихад.

В X веке уже начинается добровольное принятие ислама на территории Центральной Азии. Первыми мусульманами становятся Караханиды, затем в начале XI века – огузы, предки Сельджуков. Окончательное завершение принятия ислама среди кочевников происходит уже в XIV веке в период Золотой Орды и государства Моголистан.

Суфизм, его влияние и мифологизация ислама



Одну из главных ролей в укоренении мусульманской религии среди кочевников сыграли суфии. Сам суфизм можно разделить на ранний и поздний, которые заметно отличались друг от друга. В этом направлении была развита философия с очень интересным мистическим упором на практику достижения духовности, познания Истины (тарикат). По этой причине постепенно практика распространяется среди образованной части населения и становятся популярным.  Именно с этого времени суфизм начинает постепенно охватывать простое население. Из-за того, что оно было в основной своей массе необразованным, здесь происходит своеобразная мифологизация. Под ней подразумевается, что суфизм брал на вооружение многие легенды и традиции кочевников и исламизировал их. Это позволяло вчерашние неисламские культурные ценности и святыни превратить в мусульманские. Для этого создавался целый комплекс легенд, которые служили укреплению новой религии среди местного населения.



Ярким примером по мнению историка может считается Арстанбаб (Арсланбоб) – известный суфийский ученный, учитель Ходжи Ахмада Ясави, живший здесь X-XI веках. Согласно сказаниям, он сыграл огромную роль в распространении ислама в Центральной Азии. Еще одним примером исламской мифологизации может служить известная всем в Кыргызстане священная гора «Сулайман-Тоо» или «Тахти-Сулейман». Там присутствуют наскальные рисунки, которые свидетельствуют, что она долгое время была местом поклонения в домусульманские времена. Полное название горы в переводе означает «трон пророка Сулаймана Ибн-Дауда», что было не случайно. Специально создается легенда, что он здесь был и даже основал город Ош.



Схожее сказание есть и в районе города Самарканд, где есть подобная гора под названием «Тахти-Дауд» – трон отца Сулеймана – пророка Дауда. В Чаткале есть святыня – «могила пророка Идриса». Там люди совершают поклонения двум мавзолеям, построенных в XI веке, то есть во времена Караханидов. «Все эти места имеют глубокое историческое наполнение и не случайно создаются в промежуток с X по XII века. В то время происходило наложение исламских традиций на уже существующие. И этот сплав традиций в понимании проживавших здесь народов становился исламским», - рассказывает Иванов.

Кроме этого кыргызский историк считает, что еще одним фактором данного феномена является регионализация центрально-азиатского ислам. Она приобретала яркую специфику: сочетание ислама и суфизма, поклонение местным святыням, политические деятели приобретают статус святых из-за распространения религии, возникает практика почитания великих гор, мазаров, родников они связываются также с новой верой, укореняется малое паломничество. Все это упрощало и приближало ислам к местному населению.

Феномен «Кочевого ислама» на территории ЦА



В промежутке с XI по XIV веках появляется феномен «кочевого ислама». Многие исламские традиции укоренялись и в тоже время становились необязательными. Пятикратный намаз становился рекомендательным – у этого было логическое объяснение, что в кочевых условиях было сложно выполнять эти столпы. По этой причине появляется практика вечерней молитвы, которая компенсирует три дневные. По мере укрепления этого феномена происходит смена жесткого шафиитского масхаба на более мягкий – ханафитский. Во втором большое внимание уделяется «адату» – традициям. При формировании феномена кочевого ислама это сыграло решающую роль.



«В этом отношении показательна практика ислама у кыргызов.  Это прослеживается, когда они переселились с Алтая, на тот момент они не были мусульманами, что отмечается многими исследователи. Однако согласно кыргызским захоронениям этого периода, после переселения в Среднюю Азию по многим из них нельзя сказать, что они языческие. Такое ощущение, что они только переселись и тут же стали мусульманами. Это отражает ту действительность, что распространение ислама в кочевой форме произошло очень быстро, так как не шло в разрез традициям», - подчеркивает историк.

Многие религиоведы считают, что исламизация кыргызов до сих пор продолжается и еще не завершена. В Кыргызстане сейчас есть большое количество гор, паломничество к которым ассоциируется с исламом, однако они имеют явно неисламское исходное наполнение.  «В Кыргызстане можно услышать молитвы, в которых вроде обращаются к богу, но в тоже время происходит почитание духов предков, обращение к Манасу. Кроме этого на севере нашей страны сохраняется практика шаманов, ясновидящих, все это есть, но это воспринимается как некая часть исламской культуры», - добавил Иванов.

Российская империя способствовала исламизации кыргызов



В XVII-XVII веках, во время нашествия Джунгарского ханства, многие кыргызы откочевали на юг – в Ферганскую долину, район Самарканда и Бухары. Тем самым они попадают в чисто исламскую среду. Поэтому процент их исламизированности возрастает. В последующем и при Кокандском ханстве происходит тоже самое его усиление. 

С приходом Российской империи как ни странно она еще больше увеличилась. После включения территорий Кыргызстана и стран ЦА в состав российского государства. Все народы региона включаются в общероссийское исламское пространство, где большую роль играли татары и башкиры, исторически обладавшие высоким зарядом исламизации. Там зарождается такое просветительское течение, как джадидизм. Оно стремилось сделать ислам более доступным, понятным, современным и интересным через образование для простого населения. Поэтому очень многие будущие кыргызские просветители, общественные и политические деятели обучались в джадидских школах, а затем уезжали учиться в медресе Казани, Уфы и Оренбурга.  Это все только усиливало связь между мусульманами России и ЦА. С приходом советской власти ислам по идеологическим причинам стал практиковался в основном на домашнем уровне.



Развал СССР - появление «импортного ислама»



После развала Советского Союза в Центральной Азии происходит возрождение ислама и других религий. Однако люди столкнулись с одной интересной вещью. За те 70 лет нахождения в составе СССР многие представления либо были утрачены, либо исказились, сохранились элементы преимущественно бытового ислама. По этой причине традиционный ислам столкнулся с проблемами возрождения. Ему приходилось сталкиваться и с утвердившимися за это время светскими представлениями. Одной из самых больших трудностей в понимание традиционной религии мусульман появляется феномен «импортного ислама». Потому, что в 1990-е годы активизируются эмиссары из целого ряда стран, которые начинают приглашать на бесплатные обучения в медресе.



«Многие молодые люди, желая получить хорошее религиозное образование, отправлялись в эти страны. По возвращении на родину они привносили сюда те версии ислама, которые были не характерны для местного населения. Они даже иногда шли вразрез с традиционной его версией. Во второй половине 1990-х годов прослеживается определенная борьба между традиционалистами и сторонниками абсолютно новых течений. При том это был не только традиционный ислам для ряда арабских стран, здесь появляются последователи таких новых исламских течений как салафизм или вахабизм, «Таблиги джамаат», «Братья-мусульмане», «Хизб-ут-тахрир» и других», - утверждает Сергей Иванов.



По словам историка, сейчас в Кыргызстане присутствуют более 20 разных течений, которые в своих идейных взглядах не сходятся, и между ними существует идейная борьба за души верующих. Многие из этих течении появились всего лишь в XIX-XX веках. Все существующие между ними противоречия раскалывают исламское сообщество страны на определенные мелкие группировки, и это противостояние ни к чему хорошему не ведет. Все это является новым этапом исламизации, и к чему он приведет пока не известно. Однако, по словам самих представителей этих течений, сейчас не более 15% от населения Кыргызстана, которые полностью соблюдают все столпы ислама.

По его мнению, подобная практика является опасной, так как ряд этих течений имеет финансовую и поддержку из-за рубежа, что может расколоть общество страны на две или даже более сторон. Ярким примером разделения и раскола является появление террористической организации как ИГИЛ (ДАИШ), последователи которой являются приверженцами радикальной версии салафизма, что привело к столкновениям мусульман между собой на Ближнем Востоке.  Поэтому сохранение религиозного мира и единства мусульман Кыргызстана является одной из важных задач для нашей страны.

Материал подготовил Азиз Пиримкулов

Источник: ca-irnews.com


Другие публикации на портале:

Еще 9