Книга условно делится на три части: историческую (Глава I), практическую (Главы II, III, IV, V) и Приложение. В исторической части рассказывается о появлении, становлении и развитии школы Хваджаган и братства Накшбандийа, описываются характерные черты практики школы, последовательные изменения в ней и ее трансформация с приходом Баха ад-Дина Накшбанда. Практическая часть рассматривает формирование бинома «муршид-мурид», последовательно касаясь технических приемов и упражнений, служащих для становления и закрепления отношений внутри бинома (сухбат, тасарруф, таваджжух, муракаба и др.). Главы III, IV и V разбирают конкретно взятые виды практики братства (зикр, хатм, самас), уделяя внимание их происхождению и правомерности существования с точки зрения нормативного ислама и переходя затем к их практике в братстве. В приложении представлен перевод трех избранных глав из классического произведения Абу Хамида ал-Газали «Эликсир счастья». Для востоковедов, религиоведов, этнографов, а также для всех интересующихся культурой стран Востока и исламским мистицизмом.
Алексей Александрович Хисматулин родился 02.04.1966 в г. Свердловске (ныне Екатеринбург); в 1984 г. закончил школу-интернат спортивного профиля № 62 г. Ленинграда (ныне Училище олимпийского резерва) по специализации плавание; мастер спорта и член Сборной команды СССР по плаванию (до 1984 г.); в 1984 г. поступил на отделение Истории Афганистана кафедры Ближнего Востока Восточного факультета СПб ГУ; в 1991 г. с отличием закончил его. С 1991 по 1995 — аспирант СПбФ ИВ РАН; в 1997 под научным руководством О.Ф. Акимушкина и С.М. Прозорова защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Прагматический суфизм в братстве Накшбандийа (на основе персидских письменных источников XII—XVI вв.)»; в составе различных делегаций неоднократно выезжал и работал переводчиком персидского языка в ИРИ; с 1997 по настоящее время — м.н.с, н.с., ст.н.с. Сектора Среднего Востока СПбФ ИВ РАН.
Основные направления исследований: Исламоведение; исламский мистицизм (тасаввуф/суфизм) в Центральной/Средней Азии; средневековая историография и источниковедение по Центральной/Средней Азии и Ирану; иранистика исламского периода; мусульманская текстология и переводоведение.
А.А. Хисматулин
СУФИЙСКАЯ РИТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКАС
(На примере братства Накшбандийа)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
Краткий обзор основных источников и исследований 12
Источники 12
Исследования 15
Принцип изложения материала 16
Глава I. История образования братства Накшбандийа 18
Школа Хваджаган 19
Братство Накшбандийа . 21
Глава II. Принципы духовно-религиозной жизни и формирование бинома «луршид-лурид» 29
Варианты обучения в братстве: джазба и су лук 34
Путь «привлечения» (джазба) Зб
Сухбат и нисбат 44
Тасарруф 47
Анализ практики инициации, сухбагпа, нисбата и тасарруфа 53
Путь обучения (сулук) 63
Концентрация внимания (табаджжух) 65
Мураыба 68
Выводы 69
Глава III. Теомнемия (зикр) 73
Традиционные формулы зикра 78
Стадии зикра 82
Зикр в братстве Накшбандийа 84
Школа Хваджаган 84
Братство Накшбандийа 86
Анализ практики зикра 92
Выводы 102
Глава IV. Рецитация канонических текстов (хатм). 105
Традиция рецитации Корана 109
Внешний этикет 109
Внутренний этикет 111
Стили рецитации 114
Рецитация и дыхание 116
Хатл в братстве Накшбандийа 118
Школа Хваджаган 118
Братство Накшбандийа 121
Выводы 124
Глава V. Аудирование (сама’), 127
Типы аудирования в зависимости от исходных качеств (состояния) аудитора. 128
Беззаботное слушание 129
Слушание с порицаемыми качествами 130
Слушание с похвальными качествами 131
Условия, несоблюдение которых приводит к запрету на дозволительные типы аудирования 131
Категория исполнителей 132
Категория инструментов 132
Категория исполняемого 132
Категория аудиторов 133
Разряды самав суфизме 134
Аудирование Корана и обоснование предпочтения другим видам аудирования 135
Этикет сама’ 136
Самас в Накшбандийа 137
Школа Хваджаган 137
Братство Накшбандийа 137
Анализ практики сама’ 139
Выводы 140
Заключение 141
Абу Хамид ал-Газалй. Кймййа-йи сасадат. Избранные главы 145
Зикр. Асл девятый. О поминании Всевышнего 147
Самас. Асл восьмой. Об этикете слушания, ваджда, и о понятии слушания, [которые] мы, если будет угодно Аллаху, рассмотрим в двух разделах 156
Асл восьмой. О чтении Корана 1б5
Литература 190
Глоссарий 194
Summary 203
Подробности в источнике: greylib.align.ru