Медиевистика в Соборной палате
События
Вход свободный по предварительной регистрации.
1. 17 февраляФедор Борисович Успенский, член-корреспондент и профессор РАН, главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, вед. науч. сотрудник Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.
"Скандинавские скальды и их аудитория".
Выступление Ф.Б. Успенского посвящено поэзии скальдов - уникальному явлению скандинавской культуры эпохи викингов. В ходе лекции предполагается дать общий очерк скальдической поэтики. Мы попытаемся разобраться, что поэзия значила для древних скандинавов, как устроен кеннинг и как именно скальд взаимодействовал со своей чрезвычайно искушенной в вопросах стихосложения аудиторией.
2. 3 марта
Андрей Юрьевич Виноградов, кандидат исторических наук, доцент НИУ ВШЭ.
"Идея Рима в языческой и христианской античности".
Рим, ставший из маленького города на Тибре мировой империей, с течением времени превратился в идею. По всей империи стояли храмы, посвященные богине Роме, т.е. гению Рима. Но вот за одно столетие - IV век - Рим принимает христианство, отвергающее всяких богов и героев. И все же идея Рима выживает: как в императорской репрезентации, так и даже в самом языке. Однако город Рим встает перед лицом кризиса: кто он теперь, после отъезда императора, после варварских разгромов, после крушения Западной империи? И тогда Рим обретает новую, христианскую идентичность: в мартириях мучеников, храмах Богоматери и обновленном Пантеоне.
3. 10 марта
Анна Владимировна Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ.
"Тайная вечеря и Евхаристия в искусстве Западной Европы в III-XVII вв.: обзор иконографических типов".
Центральный как для восточно-, так и для западнохристианского мира сюжет, связанный с изображением главного из таинств, Причастия, пережил множество иконографических трансформаций - от знакового изображения в катакомбах до наглядного, конкретного представления присутствия Христа в Святых дарах в эпоху Поздней готики. Лекция будет посвящена как иконографии Тайной вечери как одного из евангельских событий и ее месту в декоре западноевропейского церковного здания или рукописи, так и обзору способов изображения Евхаристии как таинства от эпохи Раннего христианства до Контрреформации.
4. 17 марта
Александр Владимирович Марей, кандидат юридических наук, доцент НИУ ВШЭ.
"Право в контексте средневековой культуры"
Средние века не знали понятия "права человека". Однако это не означает, что Средневековье было темным временем, где не было права. Напротив, оно пронизывало все слои жизни средневекового человека – от его взаимоотношений с местным сеньором или, выше, с королем или императором, и до частных встреч на рынке или отношений с женой и детьми. Его присутствие можно найти не только в актах и частно-правовых договорах, но и в хрониках и даже в столь далеких от юридической материи текстах, как романсеро и плутовские романы. При этом, феодальный мир, в отсутствие государства, не знал единой иерархично выстроенной правовой системы, возникающей лишь в Новое время. Все его право было, по сути, частным, в то время как публичное право пробивалось с большим трудом и отстоять его удавалось, как правило, лишь очень дорогой ценой.
5. 24 марта
Сергей Аркадьевич Иванов, доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ.
"Византия: что такое «царский страх"?
У византийцев бытовало понятие «фовос василикос», то есть благоговение, смешанное со священным ужасом и восторгом перед императором. Как проявлялась эта эмоция у конкретных людей и всеми ли в Византии она разделялась? Что именно такой специфический ментальный настрой рассказывает нам о византийской цивилизации?
6. 31 марта
Олег Сергеевич Воскобойников, Ординарный профессор НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Медиевистика».
"Душеспасительная кривда. Картина мира в средневековой латинской словесности"
Средневековые представления о мире зачастую считаются заранее заданной Библией догмой, строго контролируемой Церковью и схоластической системой образования. Этой догме якобы противостоит фольклор безмолвствующего большинства, ментальность варваров и простецов, волею судеб не зафиксированные надежными источниками. Такое представление не лишено основания, поэтому и описываются эти представления зачастую как система координат, остававшаяся почти неизменной на протяжении тысячелетия. На самом деле, ученая культура, латинская словесность этого тысячелетия активно развивалась. Именно она и сформировала ту картину мира, на основе которой выросла наука.
Источник: pstgu.ru