В работе круглого стола приняли участие духовенство, преподаватели духовных учебных заведений, а также психологи. Участники приехали из 12 регионов России.
В качестве одного из основных докладчиков был приглашен протоиерей Афанасий Милисеридис – лектор Афинского университета, специалист по пастырской психологии.
На круглом столе обсуждались следующие вопросы:
– особенности пастырского служения в апостасийные времена;
– как передать опыт лучших пастырей студентам духовных учебных заведений;
– в чем состоит духовный опыт, необходимый для пастырского служения, который могут приобрести семинаристы;
– предложения по совершенствованию учебного плана семинарий и рабочих учебных программ преподавателей пастырских дисциплин.
Со вступительным словом выступил ведущий круглого стола игумен Киприан (Ященко), директор Центра дополнительного образования МДА, доцент Московской духовной академии.
Круглый стол в Храме Христа Спасителя, посвященный подготовке современных пастырей
Говоря об особенностях пастырского служения в апостасийные времена, игумен Киприан отметил, что сейчас такое время, когда во всем мире добродетель уничижается, а грех возводится в ранг закона и поддерживается на высоком законодательном уровне.
«Особенности нынешних апостасийных времен накладывают отпечаток и на личность священника. Наблюдается большая разница в восприятии мира поколением молодых священников и пожилых пастырей. У молодых людей современной цифровой эры присутствует компьютерное видение мира и человека, – сказал игумен Киприан. – Сейчас встречаются такие явления, как совершение богослужения с помощью гаджетов. Богослужебные книги все чаще используются в электронном виде. Часто говорят, что в Евангелии ничего не сказано о влиянии электроники на людей, но есть старцы, которые предостерегали об опасности для духовной и нравственной стороны человека повсеместного внедрения в жизнь цифровых устройств. Одним из таких старцев был преподобный Паисий Святогорец».
Протоиерей Афанасий Милисеридис
Далее выступил протоиерей Афанасий Милисеридис. Он высказал мысль о том, что с тех пор как человек перестал быть в раю, время можно назвать апостасийным. Посредством греха человек разлучает себя с Богом.
«Состояние людей становится все хуже. Мы можем наблюдать, что вокруг нас царит безверие, люди предают Бога. Клирики не всегда находятся на том духовном уровне, на котором они должны быть. У нас в Греции далеко не все воспитанники духовных школ регулярно ходят в храм и причащаются, – сказал протоиерей Афанасий. – Христианину и тем более священнику, важно своей жизнью являть пример. В центре жизни должна быть молитва. Только в этом случае, можно будет говорить о том, что человек занимается богословием. Отрадно видеть, что у студентов Московской духовной семинарии день начинается с молитвы. В Греции, к сожалению, не всегда можно встретить даже епископа, который богословствует.
Священнику важно иметь любовь и сострадание к людям, тогда он сможет оказать поддержку. Бывает трудно утешить мать, у которой сын умер от наркотиков или алкоголя, что так часто встречается в наше время, поэтому священнику необходимо понимать психологическое состояние человека», – отметил протоиерей Афанасий.
В ходе круглого стола игумен Киприан (Ященко) озвучил проблему, что студентам духовных школ не хватает практики. Сегодня существует проблема совершенствования процесса подготовки будущих пастырей. Необходимо найти пути того, как можно применить в образовательном процессе, духовный опыт человека достигшего святости, например, нашего современника преподобного Паисия Святогорца. Для этого нужно выходить из стен семинарий на практику, чтобы приобщиться к опыту достижения святости. Можно использовать экспедицию по местам, связанным с жизнью какого-либо святого в качестве инструмента приобщения к его духовному опыту.
Такой практический метод уже был опробован в 2017 г., когда группа студентов приняла участие в экспедиции в Грецию и на Афон по местам жизни и духовных подвигов преподобного Паисия Святогорца. В июле 2018 г. планируется провести международный молодежный слет (экспедицию) в честь памяти преподобного Паисия Святогорца, где предполагается участие студентов духовных и светских вузов России, а также других православных поместных Церквей. Критериями отбора участников являются владение греческим языком, знание жития преподобного Паисия Святогорца и внутреннее стремление жить совершенной жизнью.
Выступление священника Романа Ткачева
Круглый стол завершился выступлением священника Романа Ткачева, исполняющего обязанности ректора Воронежской духовной семинарии и работающего над диссертацией на тему учения святителя Феофана Затворника об устроении жизни в духовной семинарии. Иерей Роман отметил, что насущным является вопрос отсутствия практического понимания семинаристами того, как им нести свое пастырское служение.
Существует проблема отрыва богословия от церковной жизни, о чем свидетельствовал Феофан Затворник еще в XIX веке. Он говорил о том, что богословие способно душу охлаждать. В ходе обучения часто случается даже отторжение от Церкви. Это происходит от того, что система обучения полностью заимствуется из светских учебных заведений, схоластична и далека от творческого применения знаний на практике.
Чтобы был результат от изучения богословия, говорил святитель Феофан, нужно изменить подход к пониманию того, что такое богословская наука. Целью изучение богословия является не просто получение каких-либо новых знаний, как в светских науках и задача духовного образования заключается не в том, чтобы узнать что-то новое, а усвоить вечное. Методика подачи материала должна быть построена таким образом, чтобы, изучая какую-либо дисциплину, студент, с одной стороны, назидался в вере, а с другой – загорался сердцем и хотел служить Богу.
Участники круглого стола, посвященного подготовке современных пастырей
Святитель Феофан говорил, о важности перемещения центра внимания в духовном образовании из класса в храм. Дисциплины должны преподаваться понятным языком и через Таинства низводиться в сердце.
Необходимо обратить внимание на то, чем занимаются учащиеся духовных школ в свободное время. Как правило, они праздно проводят время. У святителя Феофана был творческий подход к воспитанию. Будучи преподавателем семинарии, он устраивал иконописные кружки для студентов, занимался с ними столярным делом, устраивал прогулки на природу, где было неформальное общение. Феофан Затворник уделял также особое внимание практическому уклону в обучении будущих пастырей. Образовательный процесс должен готовить учащихся к решению в будущей пастырской деятельности практических задач, с которыми придется сталкиваться.
В заключение иерей Роман сказал, что опыт святых отцов в воспитании пастырей, может быть фундаментом в развитии современных духовных школ.
Подводя итоги работы круглого стола, игумен Киприан поблагодарил протоиерея Афанасия и всех участников за откровенный разговор и попытки осмыслить особенности пастырского служения в наше непростое время утраты православной традиции и процветания многообразных духовных подмен.
Участники круглого стола выразили пожелание в дальнейшем более основательно рассмотреть вопросы соотношения в образовательном процессе теоретического и практического духовного опыта, а также педагогических механизмов передачи будущим пастырям лучших идеалов современного пастырского служения.
Источник: pokrov.pro