Успение Богородицы всегда было одним из самых любимых праздников на Руси. Ему посвящено множество храмов, и было написано огромное количество икон на этот сюжет. При всей устойчивости композиции этих икон, они не были одинаковыми. Иконография праздника богата вариантами и интересными деталями, которые иконописцы использовали в соответствии с тем, какие моменты этого важного события вызывали наиболее живой отклик у их современников.
Наиболее древняя икона, представленная на выставке, была написана в первой половине XV века. Ее композиция восходит к традиционной византийской схеме и очень лаконична. Развернутый вариант иконографии Успения включает в себя историю чудесного перемещения апостолов в Иерусалим к смертному одру Богоматери. На выставке представлено несколько образов такого типа. Один из них написан на рубеже XV-XVI веков в мастерской знаменитого изографа Дионисия и происходит из Успенского собора в городе Дмитрове.
Во второй половине XVII века иконография Успения Богородицы претерпевает значительные изменения: композиция усложняется, в неё включаются западноевропейские элементы, подробно иллюстрируется «Слово об Успении Богородицы» Иоанна Богослова. Иконографической вехой этого периода является икона 1658 года из Успенского собора Московского Кремля, со Сказанием в 16 сценах, которая послужила образцом большого образа из Христорождественской церкви города Балахны Нижегородской губернии из собрания Музея.
Новые варианты иконографии разрабатывали и лучшие иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. На выставке представлен образ Успения Богородицы со сценами Сказания, созданный в 1694 году иконописцем для церкви Покрова в Филях Кириллом Улановым, одним из выдающихся изографов своего времени. Интересно, что мастер акцентирует внимание на сцене коронования Богоматери, включая этот новый для русских иконописцев западноевропейский мотив в средник иконы.
Особым почитанием пользовался образ Успения Богоматери, находившийся в Киево-Печерской Лавре. История святыни описана в Киево-Печерском патерике, а списки с неё в меру и подобие были распространены по всей Руси. Они отличаются особой горизонтальной композицией. Киевское Успение встречается не только в иконах, оно украшает и многочисленные печатные издания типографии Киево-Печерской Лавры. Интересно, что в книжных гравюрах можно увидеть иконографические варианты этого праздника, которые не встречаются в иконах.
Помимо икон и книжных иллюстраций, на выставке экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства. Среди них эмалевые образки, массово заказывавшиеся как паломнические реликвии в Ростове Ярославской губернии, деревянные резные иконки, изготовлявшиеся в Киеве, а также произведения старообрядческого медного литья.
Выставка, посвященная иконографии Успения, своим открытием приурочена к самому празднику, многообразие изображения которого в русской художественной традиции она призвана показать. Она в равной степени будет интересна как специалистам, так и самому широкому зрителю, давая каждому возможность открыть для себя новые и важные аспекты в прочтении зрительных образов одного из главных праздников церковного календаря.
Пресс-показ состоится 17 августа 2017 года в 17.00. Подробная информация, аккредитация СМИ по тел. (495) 678-14-89.
Открытие выставки состоится 17 августа в 19.00 в выставочном зале музея. Вход по приглашениям.
Выставка будет работать для посетителей с 18 августа до 2 октября 2017 года.
Источник http://blagovest-info.ru