Вышла в свет книга игумена Арсения (Соколова) «Пророк и блудница. Комментарий к 1-3 главам Книги пророка Осии»
События

Аннотации к книге написали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры М.Г. Селезнев:

Митрополит Волоколамский Иларион,
председатель ОВЦС Московского Патриархата,
ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры,
председатель Синодальной библейско-богословской комиссии:

«Область научных интересов игумена Арсения – библейские пророческие книги. В 2012 г. он защитил в Общецерковной аспирантуре и докторантуре докторскую диссертацию, посвященную исследованию Книги пророка Амоса, и сейчас продолжает свои исследования как самой пророческой письменности, так и ее многогранной интерпретации в истории и современности. Комментарий о. Арсения к столь непростым для понимания страницам Ветхого Завета, какими являются первые три главы Книги пророка Осии, несомненно,  найдет своего читателя и внесет вклад в развитие возрождающейся отечественной библеистики».

Михаил Селезнев,
заведующий кафедрой библеистики
Общецерковной аспирантуры и докторантуры
им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия:

«Книга Осии относится к числу самых древних (и потому самых трудных для понимания) частей Библии. Ее образы и мотивы станут впоследствии центральными для Ветхого Завета и восходящих к нему религиозных традиций: метафора брака для описания отношений Бога с избранным народом; образ супружеской измены для описания того, как избранный народ ведет себя; обида и боль разрыва; надежда на примирение. Автобиография пророка (реальная? вымышленная? символическая?) накладывается на историю древнего Израиля, превращая первые три главы книги Осии в удивительный текст, смысл которого становится все глубже и глубже по мере того, как ты вчитываешься в его труднопонимаемые строки, в его архаическую поэзию. Это уже не просто про древнего пророка, это уже не просто про древний Израиль… Это вообще про судьбу рода людского, про грех, разрыв и прощение».

Из предисловия:

Читатель, впервые открывающий Книгу пророка Осии, а вместе с ней и всю Книгу Двенадцати малых пророков, обычно испытывает удивление и недоумение. Наверное, еще более разительно действовало начало пророческой книги на ее первых благочестивых читателей. Бог повелевает своему пророку совершить нечто аморальное и противозаконное: «Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда» (1:2). Далее на протяжении трех глав описываются так называемые символические действия пророка, связанные с его взаимоотношениями с этой блудницей, причем их описание ведется то в третьем лице, то от первого лица. Отвратительный для пророка брак, имена детей от этого брака и сопровождающие все это пророческие речи шокирующе-наглядно объясняют отношения Израиля с YHWH, его Богом. И самое важное – отношение Бога к своему народу.

Супружеская метафора, введенная Осией в VIII веке до Р.Х. – самая яркая метафора для изображения этих отношений. Есть у пророка и другая метафора, изображающая взаимоотношения Бога и Израиля – «отец и сыновья» (11:1 сл.), но книга начинается именно этой, «муж и жена». Писатель-пророк делает это намеренно: в этой метафоре – ключ к объяснению всей истории избранного Богом народа. Более подходящего начала для книги – и для книги пророка Осии, и для всей книги Двенадцати – невозможно себе представить.

Во второй половине VIII века Израиль оказался на краю гибели, на краю полной политической катастрофы, и этому должно быть духовное объяснение. Осия объясняет: причина катастрофы – измена Богу.

Москва, издательство ББИ, 2016.

Серия «Современное библеистика»

ISBN 978-5-89647-352-7

Объем x+141 c., переплет 7Бц.

Приобрести книгу можно в некоторых книжных магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Минска и Киева.

http://www.kiev-orthodox.org/


Другие публикации на портале:

Еще 9