Понятие «буддизм» было создано около трех столетий назад для того, чтобы обозначить то, что можно назвать общеазиатской религиозной традицией, насчитывающей двадцати пяти вековую историю. Этот понятие — европейского происхождения и введено сравнительно недавно, но, тем не менее, его постепенно (порой неохотно) начинают использовать повсеместно. Однако до сих пор нет единого мнения относительно его точного содержания. Но мы можем выделить два подхода к использованию данного понятия. Во-первых, оно собирает воедино представления, практики, институты и ценности которые, по выражению французского буддолога Луи де Ла Валле-Пуссена, «образовывались вокруг имени Будды». Использование этого понятия в данном смысле подразумевает то, что буддизм является, в общем, всем тем, что буддисты когда-либо говорили, делали и чем дорожили. Во-вторых, это понятие упорядочивает бесконечное разнообразие, предполагаемое первым подходом. Применение второго подхода часто начиналось с того, что понятие «буддизм» применялось в качестве общей категории. Поэтому буддизм нередко определяли и как религию, и как философию, и как цивилизацию, и как культуру. Впрочем, стоит заметить, что до сих пор так и не сформулирован принцип, способный упорядочить всю совокупность феноменов, подразумеваемых первым подходом к использованию понятия «буддизм». Этим мы признаем ограниченность нашего нынешнего понимания и принимаем необходимость того, что наши описания и объяснения феноменов буддизма нуждаются в улучшении
Полный текст статьи religious-life.ru