В рамках Рождественских чтений состоялся круглый стол «Церковь и новые медиа»
События

«Каковы, по-вашему, плюсы и минусы соцсетей в жизни православных?» – предложила первый вопрос для дискуссии модератор круглого стола, замгендиректора ЗАО «Аргументы и факты Наталья Лосева. Выступавшие отметили, что многие плюсы тут же оборачиваются минусами. Например, возможность быстрого распространения и обмена информацией зачастую связана с недостоверностью, непроверенностью этой информации. Главный редактор портала «Богослов.ру» протоиерей Павел Великанов обратил внимание, что соцсети позволяют публиковать крайне субъективные, живые и не связанные корпоративной этикой и политкорректностью высказывания, и во многих случаях это несомненный плюс. Однако нетрудно убедиться и в издержках таких возможностей. То же происходит и с анонимностью: с одной стороны, это позволяет преодолеть «зону отчуждения» между широкой аудиторией и духовенством; с другой стороны, анонимность снимает нравственные ограничения в виртуальном диалоге, а сама возможность «задать вопрос батюшке» часто связана с желанием «просто потрепаться», а не узнать что-то действительно важное, что могло бы привести человека к вере, отметил о. Павел.

С точки зрения главного редактора портала «Православие и мир» Анны Даниловой, соцсети дают возможность православным СМИ выйти за рамки постоянной аудитории, привлечь внимание самых широких кругов к христианской проблематике. А редакторы православных СМИ, в свою очередь, благодаря соцсетям могут все время «держать руку на пульсе», оперативнее реагировать на животрепещущую повестку дня. С другой стороны, возможность слишком быстрой, импульсивной реакции на события «накаляет и отношение к реальности, и взаимоотношения друг с другом». По мнению завкафедрой журналистики РПУ Елены Жосул, оперативность распространения информации в соцсетях приводит к тому, что новости теперь чаще ищут именно там, а не на новостных сайтах, и это тоже приходится учитывать в православной журналистике. Во всяком случае, игнорировать пространство соцсетей верующие медийщики уже не могут.

«Не получается убежать из соцсетей», – убежден и о. Павел Великанов. Поэтому далее обсуждали, насколько православные научились жить в виртуальном пространстве. Согласно наблюдениям журналиста Марии Свешниковой, зачастую «православный уровень дискуссии дискредитирует православие», причем это относится не только к мирянам, но и к священнослужителям: некоторые позволяют себе в соцсетях такое, что трудно представить этого же батюшку, проповедующего с амвона, отметила М. Свешникова.

Анна Данилова уверена, что «бурные разборки» – это свойство не только орто-сферы, но и любого виртуального сообщества, будь то форум молодых мам или что-то подобное. Вместе с тем она считает, что «культуре конструктивной критики» надо учиться, как и культуре публичного извинения.

Анализируя динамику обсуждения документов Межсоборного присутствия на форуме «Богослов.ру», о. Павел пришел к выводу, что интернет-дискуссия постепенно «выходит на более высокий уровень». И в этом смысле «мы небезнадежны». По его словам, главный принцип, которым должен руководствоваться православный блогер и журналист, подобен гиппократову: «не угробь», «не нагадь Церкви».

«Мы должны транслировать позитивное послание Церкви. Гнева, обличений, ругани и без нас хватит», – считает публицист Сергей Худиев. Размышляя о том, какие темы сейчас наиболее востребованы в интересующейся православием интернет-среде, говорили о смерти, болезни, опыте преодоления горя, о христианском осмыслении истории (Мария Сеньчукова); о жизнеутверждающих историях (Мария Свешникова); о том, «как хорошо и радостно жить в православии» (Елена Жосул).

О. Павел согласился, что в соцсетях и на православных сайтах стоит «транслировать православный образ жизни: что православные умеют жить радостно, интересно, во многом – драматично», подчеркивая, что «средоточие этой жизни – храм, богослужение, молитва». По его словам, свидетельство о Христе, которое «раскрывается в наших святых и еще не святых», – вот главное послание, та «повестка», которую православные должны предложить миру через свои СМИ, интернет-порталы и социальные сети. При этом речь идет не о «профессиональных миссионерах», но о личной вере каждого высказывающегося, которому надо помнить, что «апостолы брали не миссией, они просто были настолько «горячими», что рядом с ними трудно было оставаться «холодными».

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9