Распространение псевдопсихологии и псевдоцелительства сегодня опаснее, чем секты, убежден польский иезуит Александр Посацкий
События

О. Александр Посацкий — доктор философии и богословия, специалист в области истории мистики, демонологии и сектологии, оккультизма и эзотеризм — преподает философию в Высшей философско-педагогической школе Игнатианум в Кракове, а также является консультантом католических экзорцистов в Польше и в других странах. Встреча с польским иезуитом была организована Центром семьи архиепархии Божией Матери в Москве.

Свою лекцию в культурном центре «Покровские ворота» 7 декабря Посацкий начал с обширного методологического вступления, посвященного проблемам соотношения психологии, псевдопсихологии, религии и культуры. Начав с Платона и Аристотеля, перейдя к Гегелю, Марксу и классикам психоанализа Фрейду и Юнгу, польсктй иезуит заострил внимание на том, что псевдопсихология легко входит в такие сферы, как религия, культура, образование. По его словам, опасность столь распространенного сейчас увлечения  псевдоспихологическими и псевдоцелительскими практиками сейчас серьезнее, чем опасность сект и других «тоталитарных организаций». Неопытному в духовном отношении человеку непросто их  определить, т.к. эзотерические, оккультистские, псевдовосточные и другие практики активно используют понятия из области духовности и психологии, смешивая их, манипулируя сознанием и подсознанием людей.

Как показал о. Александр, основа такой псевдопсихологии – «антропология человека, считающего себя богом», что в корне противоречит христианской антропологии. Псевдопсихология обращается «не к концепции души, а концепции Я, к человеческому мозгу». Священник подчеркнул, что психология, не ориентированная на «систему ценностей, превышающих человека», неизменно приводит к тому, что человек «закрывается в своем эгоизме». Таких адептов различных псевдопсихологических техник можно даже «проверить по уровню ответственности». Многие подобные техники самосовершенствования основаны на холистическом подходе, который не признает приоритета духовного начала в человеке, иерархии ценностей, но утверждает условность и равноценность добра и зла. Для последователей данного подхода все является частью некоего глобального космоса, а «молитва не имеет значения». Как неоднократно убеждался польский священник, если человек принимает это мировоззрение, он производит впечатление зараженного «компьютерным вирусом»: «он все более теряет моральность, не замечая этого», «склонен к идолопоклонству», «разрушается как личность».

Как и следовало ожидать, о. Александру было задано множество вопросов о различных психологических и духовных практиках. Священник подчеркнул, что при обращении к ним необходима особая осторожность. Так, отвечая на вопрос о духовных особенностях терапии Берта Хеллингера, священник отметил, что участники его сеансов, подобных спиритическим, становятся медиумами, общаются с умершими предками и «входят на территорию, где уже невозможен научный анализ». Польский священник подчеркнул, что данная практика является опасной и непредсказуемой для клиентов, т.к. даже сам Хеллингер, по его словам, говорит, что «не знает, что происходит на этих сеансах». Терапия Хеллингера популярна, т.к. метко «попадает в область проблем современного человека». Однако христианин может осуществлять связь со своими умершими близкими через молитву. Поэтому «нам надо научиться молиться за своих предков, организовать молитвы за генеалогическое древо», отметил эксперт. Столь же осторожно надо относиться к использованию гипноза, в том числе – и в медицинской практике. «Есть много доказательств того, что во время гипноза человек получает контакт с внешними духовными сущностями. Медицинский оптимизм насчет гипноза неоправдан», — сказал выступавший.

Какие практики допустимы для христианина? Отвечая на этот вопрос, о. Александр посоветовал только медитацию, но тут же предупредил, что имеет в виду медитацию, основанную на католической традиции. Он предостерег от увлечения трансцендентальной медитацией  и другими «психологизированными» видами, т.к. они зачастую ориентированны «на имя божества и даже божества смерти». Главное условие духовной безопасности для католика – это направленность медитации на Священное Писание. По его мнению, в католической практике основой подобной медитации может стать Розарий, а в православной – Иисусова молитва. «Необходимо ввести культуру медитации в общество, ее можно рекомендовать даже детям в школе», — считает докладчик. Для тех же, кто не признает Христа, главным критерием  любой практики должна быть не столько ее результативность, сколько научность. Он привел в пример гомеопатию, которая часто дает желаемый результат, но при этом «не имеет научных оснований». О. Александр сообщил, что недавно гомеопатия была запрещена в Польше на государственном уровне.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9