«Это соборное деяние вызвало живую реакцию со стороны как российского общества, так и мировой общественности, отметил митрополит Кирилл. - Интерес к работе нашей Церкви в области прав человека не исчезает до сих пор». По его мнению, значение этих идей, в числе прочего, состоит и в том, что они открыли новые горизонты для миссии Церкви в современном обществе; они также привлекли внимание представителей власти, науки, культуры, средств массовой информации.
Поскольку по своему жанру декларация не предполагает подробного раскрытия сформулированных тезисов, возникла потребность в разработке более детализированного документа, имеющего серьезное богословское обоснование. Предлагаемый ныне на утверждение Архиерейского Собора документ является плодом двухлетней работы группы православных священнослужителей, богословов, ученых и общественных деятелей. «Подбирая участников в рабочую группу, мы старались отразить существующее в Церкви разномыслие по теме прав человека. В результате у нас получилась некая микромодель церковной дискуссии», - рассказал докладчик.
Он сообщил, что с лета 2006 года по июнь 2008 года было проведено 15 заседаний рабочей группы, включая встречи подгрупп, ответственных за разработку отдельных глав документа. В рамках процесса выработки документа организовывались экспертные консультации со светскими философами и юристами, которые позволили предметно обсудить актуальные научные подходы к проблемам прав человека, существующие в соответствующих науках. Кроме того, велась серьезная исследовательская и реферативная работа между встречами. Многие идеи, сформулированные в группе, представлялись на площадках международных организаций, на конференциях, круглых столах, в многочисленных интервью и статьях. Множество раз они обсуждались в личных беседах и в ходе официальных встреч с представителями христианских конфессий и традиционных религий, а также с государственными и общественными деятелями, учеными и людьми культуры.
«Особенное значение для представления тематики прав человека имели публичные заявления Святейшего Патриарха. Так, его выступление в Парламентской ассамблее Совета Европы в октябре 2007 года позволило широкому кругу людей ознакомиться с православным видением прав человека на самом высоком уровне», - подчеркнул митрополит Кирилл.
Обосновывая необходимость представить ныне от лица Церкви документ по правам человека, владыка Кирилл напомнил: «Права человека - эта та реальность, с которой нам приходится иметь дело, хотим мы того или нет. Современный человек не только живет в рамках общественно-государственных институтов, основанных на правах человека, но ощущает на себе воздействие мировоззрения, которое порождает эта идея. Права человека декларированы как центральный принцип построения правовых систем стран, окормляемых Русской Православной Церковью. Кроме того, многие верующие, живущие в диаспоре - а это в основном западные страны - также находятся в условиях доминирования этой концепции». Учитывая все это, Церковь призвана возвысить свой пастырский голос и сказать о своем видении прав человека, считает он.
Говоря о порядке работы группы, митрополит Кирилл отметил: «В процессе работы над документом мы постарались прийти к согласию и выработать общий церковный подход к правам человека. Это была далеко непростая дискуссия. Порой мы возвращались к одной проблеме по несколько раз. При обсуждении принималась только та аргументация, которая опиралась на Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви. Все другие доводы не включались в текст, хотя принимались во внимание. Кроме того, мы не начинали свою работу с чистого листа. Многие идеи, позволяющие дать обстоятельную оценку правам человека, уже существуют в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
Документ состоит из преамбулы, в которой говорится о роли, которую права человека играют в современном обществе, и утверждается сотериологический подход к правам человека, и пяти глав: «Достоинство человека как религиозно-нравственная категория», «Свобода выбора и свобода от зла, «Права человека в христианском миропонимании и в жизни общества», «Достоинство и свобода в системе прав человека», «Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви».