В Австрии опубликовано новое исследование об истоках возникновения церковного многоголосия на Западе
События

Автор книги развенчивает привычные представления о том, что церковная музыка начиналась с одноголосного пения. «В начале была полифония», — убежден Рудольф Флоцингер.

Единогласие было невозможно хотя бы потому, что клирос состоял из нескольких певцов, которые не всегда могли похвастаться знанием песнопений и согласованным исполнением, считает исследователь. Для хора, в составе которого часто пели низкие мужские голоса и высокие голоса мальчиков, полифония была естественна.

Мелодия строилась на интервалах октавы. Вскоре вместе с октавами в клиросном звучании появляется квинта, вместе с которой и возникает т.н. органум – способ построения многоголосной композиции в эпоху Средневековья. Церковное пение приобретает благозвучие в противовес диафонии народной песни. Из параллельного пения, басовых тонов и вариаций одной темы в разных голосах к началу XIII в. формируется традиционная западная полифония.

Особое внимание Рудольф Флоцингер уделяет французским композиторам XII-XIII вв. крупнейшим представителям школы Нотр-Дам — Леонину и Перотину, которые внесли большой вклад в развитие двух-, трех- и четырехголосного органума.

Седмица.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9