Гостями Рождественского фестиваля духовной музыки, который пройдет в Москве с 8 по 22 января, станут коллектив La Capella Silvanensis — литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес (Франция), византийский хор Ergastiri Psaltikis (Греция), госпел-хор Aeolians (США). Россию в программе форума духовной музыки представят Московский Синодальный хор, Праздничный Патриарший мужской хор московского Данилова монастыря, хоровой коллектив московского Сретенского монастыря, Воскресный хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, камерный хор «Древнерусский распев».
В.Т. Спиваков приветствовал собравшихся. Маэстро отметил: он счастлив, что «этот фестиваль хорошо развивается и то, чего боялся Гамлет, то есть распада связи времен, у нас не происходит».
В свою очередь автор идеи фестиваля Ольга Лякина отметила, что в рамках подготовки и проведения музыкального форума осуществляется не только важная музыкально-исполнительская, но и исследовательская работа. «В этом году мы постарались собрать те коллективы, которые по-настоящему погружены в истоки духовных традиций», — продолжила она. Так, отечественные певческие традиции, начиная с XI века (знаменное крюковое пение, начиная от кондакарного распева и заканчивая демественным распевом) представят коллектив «Древнерусский распев» и хор старообрядцев из Нижнего Новгорода. «Это особая атмосфера, атмосфера духовных истоков,» — добавила Ольга Лякина.
Хор аббатства Сильванес — носитель традиций григорианского пения — исполнит, помимо современной музыки, григорианские хоралы IX века и более позднего времени.
Заместитель генерального директора Московского дома музыки поблагодарила иностранные посольства и культурные центры, поддержавшие инициативу проведения фестиваля.
Министр-советник Посольства США Майкл Хёрли рассказал, что духовные (спиритуальные) песни, которые гостям фестиваля предстоит услышать в исполнении госпел-хора Aeolians, относятся ко времени, когда в США существовало рабство; в них нашло отражение стремление людей к свободе.
Митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул, что инициатива проведения Рождественского фестиваля в прошлом году нашла очень широкий отклик в сердцах слушателей. «Мы почувствовали, что она своевременна, и совместно с Владимиром Теодоровичем Спиваковым приняли решение проводить фестиваль по возможности ежегодно», — сказал архипастырь.
В программе музыкального форума митрополит Иларион выделил, в частности, выступление хорового коллектива Ergastiri Psaltikis. «Византийское хоровое пение откроет нам возможность взглянуть на истоки хоровой церковной музыки, потому что именно в нем укоренена наша древнерусская певческая культура, хотя, конечно, мнение историков и музыковедов относительно степени влияния собственно византийской музыки на русскую церковную музыкальную традицию расходятся», — отметил председатель ОВЦС.
«Хоровой фестиваль дает возможность воспринять не только певческое искусство, но и собственно духовную религиозную музыку, причем в очень широком смысле», — считает митрополит Иларион; он подчеркнул, что программа музыкального форума не ограничивается только литургическими песнопениями и включает в себя произведения, относящиеся к различным направлениям религиозной музыки.
Завершится программа второго Рождественского фестиваля выступлением хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова и Национального филармонического оркестра России (художественный руководитель и главный дирижер В.Т. Спиваков); они исполнят Реквием Л. Керубини, посвященный памяти Людовика XVI, «Песнь судьбы» И. Брамса и произведение митрополита Илариона (Алфеева) для хора и оркестра «Stabat Mater» .
Отвечая на вопросы журналистов, митрополит Иларион рассказал, что это произведение было написано в 2008 году. Сочинение состоит из четырех частей. «Две из них уже некоторое время существовали в качестве отдельных оркестровых пьес, — уточнил автор. — Одна из них, фуга для оркестра в двенадцати минорных тональностях, называлась «Memento». Она вошла в «Stabat Mater» в качестве второй части. Другая музыка, которая вошла в упомянутое сочинение в качестве половины четвертой части, тоже была оркестровой пьесой и называлась «Perpeto mobile». Остальные части присоединялись к этому основному ядру».
В основе либретто лежит канонический латинский текст, приписываемый поэту Якопоне да Тоди и посвященный стоянию Матери Божией у Креста Христова, пояснил владыка Иларион.