Все четверо воспоминаемых сегодня апостолов из Семидесяти, упоминаются в Новом Завете лишь однажды — в эпизоде избрания иерусалимскими христианами «Семи», к числу которых святые Прохор, Никанор, Тимон и Пармен как раз и относились.
В Деян 6:1-3 описывается конфликт, случившийся внутри иерусалимской христианской общины между «евреями» и «эллинистами», т.е. между палестинскими евреями и евреями диаспоры, а именно теми, кто, по-видимому, переселился не так давно в Иерусалим[1]. Из указанного фрагмента в описании предмета недовольства и жалобы одной стороны на другую можно понять, что возникли некоторые трения на почве чьей-то халатности, а может быть, даже хозяйственных злоупотреблений в ходе распределения финансовых средств, вещей первой необходимости и продуктов питания из общего фонда. В этом, видимо, сказались издержки эсхатологического энтузиазма, породившего в протохристианской среде движение по обобществлению имуществ[2], когда забота о повседневно-бытовой стороне жизни общины пускалась либо на самотек, либо отдавалась на волю не совсем благонамеренных членов[3]. С другой стороны, здесь могло проявить себя и давнее неприязненное или презрительное отношение евреев Палестины к выходцам или жителям диаспоры, уходящее корнями еще во времена Маккавейского кризиса. Очень вероятно, что такого же рода трения заявили о себе и в христианском сообществе Иерусалима. Дело обстояло, скорее всего, следующим образом: так как вся благотворительная деятельность и общение осуществлялась в раннем христианстве чаще всего в рамках богослужебных собраний с трапезами[4], то вполне резонно допустить в разбираемом конфликте сильную ритуальную составляющую. «Евреи» могли просто не допускать на собрания или избегать вступать в общение (например, посещать дома во время болезни) тех из малоимущих «эллинистов»[5], кого они считали ритуально нечистыми, то есть не исполняющими ряд предписаний Закона будь то по нерадению, будь то по устоявшейся привычке, будь то по незнанию каких-то обрядовых тонкостей, а то и намеренно игнорировавших те иди иные обрядовые установления. Что, естественно, не могло нравиться ревнителям Закона.
В таком случае становится понятным, назначение семи ответственных за «раздачу пособий» из числа выходцев или жителей диаспоры, на что указывают их греческие имена (один из них был даже прозелитом), и во-вторых, последующая интенция обличений Стефана (одного из семи мужей, «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», избранных «пещись о столах» [Деян 6:2-3]) в адрес тех, кто строго держится исполнения всех предписаний Закона. Хотя непосредственными оппонентами Стефана являются у Луки неверующие во Христа иудеи, однако, во-первых, сама последовательность событий, речей и авторских пояснений всегда имеет смысловое значение почти у всех древних авторов, почему вполне резонно устанавливать связь между конфликтом в общине и речью Стефана; во-вторых, законническая линия в иерусалимской христианской общине была преобладающей, если не единственной, вплоть до разрушения Иерусалима в 70 году[6]; в-третьих, об иудеохристианах как одном из адресатов речи свидетельствует равнодушие, которое проявили члены иерусалимской христианской общины к судьбе Стефана и безучастность к погребению его мертвого тела[7]. Эта ситуация очень напоминает то, что через несколько лет произошло с апостолом Павлом, когда он прибыл с визитом в Иерусалим[8]. Но самым решающим доводом в пользу того, что в среде иерусалимских последователей Христа произошло разделение, может служить уже упоминавшееся выше «странное» указание Луки (естественно при определенной, наиболее правдоподобной на мой взгляд, интерпретации): в результате гонения на церковь в Иерусалиме, сигналом к которому послужило убийство Стефана, «все», кроме Апостолов (а также и разделявших их критическую оценку антиномизма), рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии[9]. Понятие «все», конечно же, нельзя понимать здесь буквально. Видимо[10], это понятие в его ограничительном значении используется Лукой для указания на некую этническую или социальную общность, на самоидентичность этой общности[11]. Кроме того, не сообщив ничего о возвращении в Иерусалим ушедших во время гонения, Лука в Деян 11:1-18 рассказывает о спорах вокруг общения Петра с язычником Корнилием. Споры эти происходят в Иерусалиме в присутствии, скорее всего, немалого количества местных христиан, при этом сторонников строгого соблюдения Закона, особенно по части ритуального отделения от язычников и от уподобляющихся им по образу жизни евреев. Все это не позволяет сомневаться, что гонение обрушилось по преимуществу на «эллинистическую» часть общины, при том на тех из «эллинистов», которые разделяли воззрения Стефана, а законническая, так сказать, партия оказалась не затронутой им. Более того, во главе этой партии, по свидетельству Луки стояли в первое время апостолы из Двенадцати[12].
Рассматриваемый конфликт между двумя частями иерусалимской общины, согласно повествованию Луки, выводит на сцену «семь человек, хорошо себя зарекомендовавших, исполненных Духа и мудрости»»[13]. Их поставляют или назначают на «прислуживание за трапезой»[14]. Это выражение, судя по всему, использовалось как техническое для обозначения обязанностей по распределению пожертвований со стороны состоятельных верующих между малоимущими членами иерусалимской общины (а также, возможно, и среди таких же членов общин других городов Палестины[15]), что изначально относилось к компетенции Двенадцати. Такое название для указанного церковного служения было, вероятно, выбрано по той причине, что оказание материальной поддержки происходило, как уже отмечалось, в рамках общинных собраний, которые всегда были связаны с трапезами.
Русский исследователь протопресвитер Н. Афанасьев видит и в самих трапезах и в «прислуживании за трапезой» одно из самых ранних указаний на Евхаристию и служение предстоятельства на Евхаристии соответственно[16]. Однако едва ли можно сказать что-то определенное о христианской литургической практике в самый ранний период его становления из-за скудных и неоднозначных показаний источников[17]. Поэтому не исключено, что раздача продуктов и вещей первой необходимости происходило и на простых трапезах (Что было в определенной степени в русле иудейской практики того времени[18].) Но в любом случае, необходимо согласиться с отцом Н. Афанасьевым в том, что «Семь» были избраны и поставлены именно на служение лидерства, или руководства, одной из главных функций которого был контроль за пожертвованиями. В этом отношении «Семь» воспринимали на себя служение «Двенадцати»[19]. Очень многие исследователи рассматривают эту сцену передачи власти как поставление руководителей для верующих «эллинистов» (то есть иудеохристиан из диаспоры) или признание Двенадцатью за избранными Семью того авторитета, которым они уже пользовались среди христиан из «эллинистов». Последний взгляд подтверждается той активностью и дерзновением, которое проявляют Стефан и Филипп, что ясно показывает - они не были новичками ни в вере ни в деле проповеднического служения[20]. Однако совершенно не обязательно , что все «эллинисты», и прежде всего все «Семь», стояли на тех же радикальных антиномистких позициях как и первомученик Стефан[21]. Поэтому едва ли можно с определенностью сказать, что остальные из числа «Семи» были такими же бескомпромиссными противниками законничества. Такая неопределенность усиливается и тем, что мы не знаем, покинул ли по причине гонений кто-то из них, кроме Филиппа, Иерусалим. Не исключено, что воспоминаемые сегодня деятели первоначального христианства не выступали против Закона и находились во вполне мирных отношениях с ревнителями «отеческих обычаев». Лидерское же их положение среди эллинистов они могли занять в силу своих административных и/или хозяйственнических способностей, а также из-за того, что владели греческим языком, который был подчас основным для общения среди представителей диаспоры, даже поселившихся в Иерусалиме[22].
Теперь скажем немного подробнее о каждом из четверых воспоминаемых сегодня апостолов. Учитывая ту подробность, что один из «Семи» - Николай - обознается и выделяется как «прозелит из Антиохии», то есть язычником, обратившимся в иудаизм, можно заключить, что остальные шесть членов из этой группы были иудеями по рождению.
О Прохоре, как и о других из четырех вышеуказанных апостолов, сведения, кроме Деян 6:3, сохранились только в церковном предании. Так, согласно византийскому перечню апостолов от Семидесяти Псевдо-Епифания (VI-VII века), Прохор после ухода их Иерусалима «стал епископом» общины города Никомидии в провинции Вифиния[23]. Кроме того, в житийной традиции говорится, что он мученически закончил свой жизненный путь в Антиохии[24]. В «Деяния Иоанна», церковном памятнике V века[25], он представлен в качестве автора.
Святой Никанор, согласно перечню апостолов Псевдо-Епифания, мученически скончался «в один день с первомучеником Стефаном»[26]. При этом указывается, что вместе с ними пострадало еще 2000 мучеников. Последнее обстоятельство выглядит крайне сомнительным с исторической точки зрения, однако может содержать в себе намек на широкомасштабные преследования на христиан из «эллинистов» в то время (о чем как раз и рассказывается в Деян 8:1 и далее).
О Тимоне в том же перечне сообщается, что он «был епископом Бострон (Bostron (греч.)) Аравийских» (скорее всего, имеется в виду город Бостра, в I веке «северный форпост Набатейского царства»[27]), и что «он был сожжен эллинами»[28]. Под словом «эллины», то есть «греки», подразумеваются, скорее всего, язычники вообще безотносительно к национальной принадлежности.
О Пармене[29] в том же документе говорится, что «он умер в присутствии апостолов (имеется в виду Двенадцать - прим. П.Л.), в то время, когда осуществлял свое служение»[30]. То есть здесь подразумевается, судя по всему, что он мирно скончался в Иерусалиме до того, как апостолы покинули Иерусалим.
[1] И. А. Левинская. Деяния Апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999. С. 206-208.
[2] См. Деян 4:34-37.
[3] Что таковые люди находились и среди первых христиан, неоднократно показывает и сам Лука: случай с Ананией и Сапфирой (Деян 5.1-10) и Симоном из Самарии (Деян 8:13-24).
[4] См., например, Деян 11:28-30; 1 Кор 11:19-22; 16:2 и др.
[5] Вдовы в древнем мире очень часто были наиболее социально незащищенной группой людей, которые часто становились жертвами чиновничьего произвола и различных потрясений в жизни общества.
[6] При этом все отклоняющиеся от нее сразу же подвергаются гонениям со стороны иерусалимских властей: в частности, Стефан, Петр, скорее всего, Иаков Зеведеев, в конце концов Павел.
[7] Естественно, что остается возможность, что Стефана погребли христиане (И. А. Левинская. Деяния Апостолов, с. 251), однако сам термин - eulabeis (греч.), который прилагается Лукой к тем, кто похоронил первомученика, обычно используется автором в отношении благочестивых иудеев (Лк 2:25; Деян 2:5; хотя в строгости употребления этого термина можно усомниться на основании Деян 22:12, но апологетический характер данного места затемняет смысл разбираемого термина и не может быть сколько-нибудь определяющим).
[8] См. Деян 21:26 и далее.
[9] Деян 8:1.
[10] См., например, 1 Цар 25:1; 3 Цар 12:1; Дан 9:11.
[11] При этом стоит отметить, что данная общность сохраняет свою целостность даже если какая-та часть ее уничтожается или по каким-то причинам исключается. Показателен, в частности, пример из Лк 3:21, где говорится о том, что «крестился весь народ», а в Лк 7:30 уточняется, что фарисеи и книжники не крестились у Иоанна Крестителя.
[12] Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что очень скоро (скорее всего, не без влияния Стефана и эллинистов) Петр и, вероятно, Иаков Зеведеев, проявили свое несогласие с иерусалимским законническим большинством, за что подверглись репрессиям со стороны Ирода Агриппы. Как мы знаем Иаков был в конце концов обезглавлен по приказу царя.
[13] Деян 6:3 (перевод мой - П.Л.).
[14] Такой перевод выражения из Деян 6:2 более точно выражает мысль автора, нежели Синодальный вариант - «служения столам» (ср. Лк 22:24-27).
[15] Ср. Деян 4:35; 5:16.
[16] Протопресвитер Н. Афанасьев. Церковь Духа Святого. Рига, 1994. С. 198-205 (особенно с. 203-204).
[17] Аргументы против такой точки зрения см. G. Lüdemann. Early Christianity according to the traditions in Acts. Minneapolis: Fortress Press, 1989. P. 76, 74-75; там же разбор и обсуждение ряда возможных интерпретаций, связанных с текстом Деян 6:1-7.
[18] J. Jeremias. Jerusalem in the Time of Jesus. London and Philadelphia,1969. P. 131-132; также ср. Дидахе 11.
[19] См. Деян 4:34-35, 5:2; интересно отметить, что последних Лука как таковых, то есть под названием «Двенадцать», упоминает в Деян 6:2 последний раз в своем двухтонном сочинении, видимо, подчеркивая тем самым преемственность и тождество служения.
[20] В этой связи некоторые библеисты высказывают даже мнение (см., например, Дж. Данн. Единство и многообразие в Новом Завете. М., 1999. С. 296-297), что «семь» были и до инцидента с вдовами лидерами «эллинистов»; мотив же их «избрания» введен Лукой для согласования фактов истории первоначальной общины с идеей о главенстве Двенадцати, руководству которых он подчиняет даже миссию Павла, что, однако было, судя по посланиям последнего, не совсем так.
[21] Как известно, один из самых яростных гонителей антиномистки настроенных христиан Савл из Тарса был тоже «эллинистом».
[22] Кстати заметить, именно об этих качествах, судя по всему, в первую очередь и говорится при «избрании» Семи» в Деян 6:3; в этом отношении положение могло быть вполне сходно с положением апостолов-немиссионеров из числа Двенадцати (мои рассуждения о возможной миссионерской и проповеднической пассивности многих из Двенадцати см. в «Календарных заметках» на 13 декабря, по адресу в интернете - http://www.bogoslov.ru/text/525063.html).
[23] Epiphanius. Index discipulorum [Sp.] // Prophetarum vitae fabulosae / Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Leipzig, 1907. P. 302.
[24]См. J. Paulien. Prochorus // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 5. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).
[25] Этот памятник, по мнению исследователей, является ортодоксальной переработкой более раннего одноименного гностического апокрифа, написанного неким Лукием.
[26] Epiphanius. Index discipulorum [Sp.], p. 302.
[27] К. А. Панченко. Бостра // Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2006. С. 106. (Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.pravenc.ru/text/153251.html)
[28] Epiphanius. Index discipulorum [Sp.], p. 302.
[29] Это сокращенная форма имени «Парменид».
[30] Epiphanius. Index discipulorum [Sp.], p. 303.