Календарные заметки на 24 июня: память святого апостола Варфоломея
Сегодня Русская Православная Церковь совершает литургическое воспоминание одного из Двенадцати апостолов Господа Иисуса Христа Варфоломея.
Статья

Варфоломей, согласно всем трем синоптическим Евангелиям, а также Книге Деяний, входил в число двенадцати ближайших учеников Господа Иисуса. Поэтому имеет смысл сначала высказать некоторые соображения о двенадцати ближайших учениках или, как их называют евангелисты Лука и Матфей[1], «апостолах» Христа, которых Он отделил из числа остальных своих последователей. Как сообщается в самом раннем Евангелии — Мк 3:13-19 — по ходу проповеднического служения Господа Иисуса вокруг него выкристаллизовывалась группа наиболее близких и преданных учеников, из которых он избирает двенадцать. В этом действии экзегеты видят прежде всего пророческий акт, посредством которого Господь символически учреждал или придавал некую форму Новому эсхатологическому Израилю, состоящему из людей, принявших его Весть[2]. Двенадцать становились ядром этого нового сообщества Бога, и одной из главных функций их было свидетельствовать перед Израилем о начале эры обновления или возрождения народа, открывающейся служением Христовым[3], то есть продолжать и расширять служение Господа, осуществлять его в Галилее и, может быть, в Иудее. Собственно из такого понимания своего призвания, видимо, исходили иерусалимские апостолы, которые ограничивали себя (по крайней мере, в первые два десятилетия, за исключением Петра) проповедью среди иудеев Палестины. Как видно, это вполне может быть расценено как аргумент в пользу тезиса о внутрипалестинской по преимуществу направленности служения Двенадцати, а вместе с ними, соответственно, и Варфоломея.

Варфоломей упоминается во всех четырех списках апостолов, имеющихся в синоптических Евангелиях и в Книге Деяний. В евангельских списках он помещен сразу после Филиппа (во всех трех вариантах списка), что может говорить о каких-то тесных (не исключено, что и дружеских) отношениях между Филиппом и Варфоломеем. Эти отношения могли оформиться и/или укрепиться в связи с апостольской деятельностью, когда Иисус стал «по двое»[4] своих ближайших учеников «посылать на проповедь»[5]. Кроме того, на основании факта четкой и повторяющейся последовательности имен в указанных списках библеисты предполагают определенную организацию внутри сообщества Двенадцати. Так, М. Уилкинз по этому поводу пишет: «Нетрудно заметить деление Двенадцати на группы по четыре человека. Первое имя в каждой группе — одно во всех списках (1-е, 5-е и 9-е места занимают соответственно Петр, Филипп и Иаков Алфеев). Порядок расположения других имен внутри групп в каждом перечне различный. Последовательность групп во всех списках одинакова. Такое расположение наводит на мысль, что Двенадцать были как-то организованы, причем у каждой малой группы был свой лидер»[6]. Однако за скудостью данных можно говорить лишь о ведущей роли первой четверки апостолов из Двенадцати (Петр, Иаков, Иоанн и Андрей) члены который (за исключением разве что Андрея) выполняли лидерские служения в первоначальной христианской общине в Иерусалиме и Палестине. Вместе с тем можно дать и более простое объяснение этой последовательности списка Двенадцати — хранители и трансляторы изначального предания о Господе и его учениках применяли эту поочередность имен как мнемотехнический прием.

Начиная как минимум с III века Варфоломей очень часто отождествляется с Нафанаилом. В этом отождествлении экзегеты исходят обычно из того факта, что Варфоломей, который упоминается только в синоптических Евангелиях, и Нафанаил, который фигурирует лишь в Евангелии от Иоанна, — оба изображаются как стоящие в определенной связи с апостолом Филиппом. Кроме того, еще ряд моментов вполне может служить подтверждением тождества этих двух учеников[7]: хотя Нафанаил в Евангелии от Иоанна и не называется апостолом, однако он явно входит в узкий круг наиболее приближенных к учителю последователей[8], и Нафанаилу Господом при первом их знакомстве дается обещание, что он станет свидетелем центральной роли Сына человеческого в спасительном деянии Бога в мессианскую эпоху, что, возможно, «предполагает его апостольские функции»[9]. Также экзегеты вполне обоснованно указывают на то, что само имя «Варфоломей» скорее всего патроним — от арамейского Bar-Talmai, то есть буквально «сын Талмая», — предполагающий наличие другого, собственного, имени, каковым и могло быть, учитывая все вышесказанное, имя Нафанаил. Таким образом, полным именем этого ученика гипотетически было, если транскрибировать с арамейского более точно, Нафанаэль Бар-Талмай (ср. Симон Бар-Йона).

Однако на каждый из перечисленных доводов в пользу тождества Варфоломея и Нафанаила существуют возражения. Во-первых, объединение Филиппа и Варфоломея в списках апостолов в синоптической традиции могло быть случайным; за это говорит тот факт, что в Деян 1:13 их имена отделены друг от друга именем Фомы. Во-вторых, так как о Нафанаиле в четвертом Евангелии нет упоминаний по ходу служения Христа, кроме сцены в Ин 1:43-51[10], этот фрагмент может и не указывать на призвание к апостольскому служению или, точнее, к вхождению в узкий круг двенадцати наиболее близких учеников. Более того, совершенно очевидно, что автор четвертого Евангелия не придает Двенадцати того же значения, что и синоптики. Он упоминает о них как о группе лишь вскользь и очень редко, а главное — никогда не приводит их полного списка. В целом создается впечатление, что исходя из своего мистического индивидуализма евангелист (возможно, скрывающийся под таинственным именем «возлюбленного ученика») делает упор на личной встрече со Христом и личных откровениях, которые получает в связи с этой встречей человек[11]. Одновременно отсутствие у него упоминания многих апостолов из числа Двенадцати могло быть обусловлено тем обстоятельством, что они не играли какой-либо значимой роли вне Палестины и не имели авторитета в общине или общинах, для которых составлялось Евангелие от Иоанна. В-третьих (если возвращаться к возражениям), имя «Варфоломей», как указывает тот же Уилкинз, «могло использоваться как собственное имя, а не быть только патронимом»[12].

В результате рассмотрения всех «за» и «против» становится понятна вся проблематичность тождественности Варфоломея синоптиков и Нафанаила четвертого Евангелия. Это не позволяет переносить сведения о Нафанаиле на Варфоломея, хотя подчас сделать это так хочется в виду малочисленности сведений о последнем в Новом Завете. При этом, естественно, возможность отождествления двух апостолов не должна быть отвергаема совершенно. Кстати сказать, уже древне-церковные толкователи по этому вопросу не имели согласия: в частности, блаженный Августин и святитель Григорий Великий не допускали тождества между Варфаломеем и Нафанаилом; напротив, Ориген, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и ряд других отцов настаивали на принадлежности Нафанала к Двенадцати и на его тождестве с Варфоломеем[13].


[1] В Евангелиях от Марка Двенадцать никогда не называются одновременно и апостолами (исключение представляет лишь Мк 6:30, где, впрочем, слово «апостол» употребляется, судя по контексту, не для обозначения титула, но для указания на выполненное Двенадцатью служения). В четвертом евангелии слово «апостол» вообще напрямую не прилагается к ученикам.

[2] См. например, И. Иеремиас. Богословие Нового Завета. Часть 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999. С. 257-258.

[3] Ср. Мф 10:5-7.

[4] Мк 6:7

[5] Мк 3:14b.

[6] М. Дж. Уилкинз. Ученики // Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С. 676.

[7] Предпочтительнее, думается, называть их учениками, а не апостолами, потому как Нафанаил ни разу прямо «апостолом» в Евангелии от Иоанна не называется.

[8] Ин 1:35-51; 21:1-2.

[9] M. J. Wilkins. Bartholomew // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. . New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).

[10] Принадлежность 21 главы к изначальному тексту евангелия серьезно оспаривается прежде всего на том основании, что в ней содержится еще одно окончание (вместе с тем, как в 20:30-31 уже сказано о завершении повествования) и ряд других несоответствий и странностей (см. обсуждение проблемы в: Р. Э. Браун. Введение в Новый Завет, в 2-х томах. Т. 1. М., 2007. C. 400-402); в связи с этим в данных заметках Ин 21 в учет не берется.

[11] Что видно хотя бы из множества диалогов один на один между Христом и разными людьми - Никодимом, безымянной самарянкой, общение с исцеленным от врожденной слепоты и прочее.

[12] Wilkins. Bartholomew (электронный ресурс); см., например, Мк 10:46 (слепой «Вартимей»).

[13] Ссылки на приведенных и на других древне-церковных авторов см. в: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 3. М., 1997. С. 217.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9