Самым ранним и развернутым, а в силу этого и самым важным свидетельством о священномученике Дорофее, епископе Тирском, является сообщение Феофана Исповедника (ок. 760-818 г.), содержащееся в его «Хронографии». Там в связи с первыми годами единодержавного правления Константина Великого говорится, что «в то время процветал Дорофей, епископ Тирский, много пострадавший при Диоклетиане, претерпевший изгнания и мучения, оставивший весьма многие сочинения на латинском и греческом языке, ибо он отлично знал оба языка и благодаря природным способностям был очень многосведущ; он подробно писал об епископах Византийских и о многих других; возвратясь же из заточения присутствовал на соборе, а потом послан к своей пастве, коей управлял до самого Юлиана Отступника»[1].
Это сообщение[2] византийского хрониста можно было бы считать весьма ценным и интересным, представляющим нам важные и уникальные подробности об одном из епископов-подвижников начала Константиновской эпохи. Однако с этим текстом связан ряд проблем, которые сейчас мы и попробуем в какой-то мере разобрать. Первая из них следующая: почему епископ Досифей, живший в IV веке, не упоминается ни у одного из историков или других церковных писателей IV-VIII веков? На это можно было бы ответить, что автор «Хронографии» имел, видимо, под рукой ряд источников, не дошедших до нас[3]. Тогда его сведения о Дорофее можно было бы признать эксклюзивными. Однако остается непонятным, почему такого выдающегося своей ученостью церковного деятеля, при этом написавшего много сочинений, не упоминает, например, тот же Иероним Стридонский, очень старательно собиравший подобного рода сведения во время своего пребывания в Палестине, то есть в провинции, расположенной недалеко от города Тира (провинция Финикия). Более того, не осталось упоминаний ни об одном из его произведений, кроме «Житий пророков»[4]. Последние, впрочем, датируются временем не ранее VI века, и сложно, если вообще возможно, хоть в какой-то степени установить принадлежность той или иной части или редакторского слоя Дорофея[5]. Хотя целиком вероятность какой-то редакторской работы Тирского епископа над этими текстами исключить нельзя. Примерно то же самое нужно сказать и о византийских списках апостолов и учеников Господа, авторство которых (списков) традиционно связывают, в частности, и с Дорофеем Тирским[6]. Их датируют временем после VIII века[7]. Вместе с тем остается не ясным, почему составители вышеозначенных документов, приписывали авторство в частности Дорофею, епископу Тирскому? На этот вопрос возможны как минимум два ответа. Первый: составители опирались на сходную с Феофановой традицию (или на ту же самую) о том, что Дорофей Тирский что-то подобное составлял (например, списки епископов различных кафедр Востока); второй: Дорофей был редактором или даже составителем одного из таких списков апостолов или учеников Господа с прилагаемыми к этим спискам краткими житиями. Большинство ученых отвергает последнюю версию, но одновременно и первая не получила у них особой поддержки.
Что касается участия Дорофея в заседаниях I Вселенского собора в Никее (325 год), то он не упоминается ни в одном списке, ни в одном перечислении или упоминании у историков и хронистов об участниках собора, кроме (если не считать Феофана) Никиты Хониата (XII — начало XIII века). Этот церковный писатель в своей книге «Сокровище православной веры» со ссылкой на Феодора Мопсуэтского (ок. 350-428 год) пишет, что «Паулин, епископ Тирский, с Евсевием (имеется в виду Евсевий Никомидийский. — П.Л.) и другими семью епископами на Никейском соборе (I Вселенском соборе. — П.Л.) сначала не хотел принимать и подписываться под соборным определением, однако потом присоединился к его кафолическим сторонникам». Далее там добавляется, что «святой Дорофей, вернувшийся из изгнания, принимал участие в Никейском соборе; после этого он был восстановлен в церкви»[8]. Здесь довольно механическим способом производится попытка примирения данных Феофана и сведений, которые дошли до нас во фрагментах из «Церковной истории» Филосторгия (V век), где также говорится о Паулине, который одно время был Тирским епископом, а после смещения арианами Евстафия, стал епископом Антиохийским[9] (о епископе Тирском Дорофее в сохранившейся части Филосторгиевой истории не говорится ничего).
Ко всем только что рассмотренным трудностям прибавляется еще несколько вполне достоверных фактов, которые делают свидетельство Феофана о Дорофее еще более загадочным, но одновременно и отчасти понятным (что станет видно по ходу анализа). Во-первых, епископ Тирский по имени Дорофей упоминается в одном из церковных посланий V века, адресованных папе римскому Льву I[10]. Кроме того, о двух христианах с именем Дорофей говорит Евсевий Кесарийский. Первый из Дорофеев, которого упоминает церковный историк, был пресвитером в Антиохии, «муж красноречивый и полюбивший красоту богословия; он занялся изучением еврейского языка, чтобы читать Священное Писание по-еврейски со знанием дела. Не был он чужд и эллинского образования и его "свободных искусств"; скопец по природе от самого рождения своего, он, по причине этой удивительной особенности, заслужил доверие императора и был назначен смотрителем пурпурных красилен в Тире»[11]. Другой христианин по имени Дорофей, упоминающийся у Евсевия, был придворным императора Диоклетиана. Вот что кратко сообщает о нем Кесарийский епископ: «Наше время поставило выше всех героев, прославляемых у эллинов и варваров за свое удивительное мужество, замечательных мучеников: Дорофея и бывших с ним императорских придворных юношей; господа удостоили их высокой чести и были расположены к ним, как к родным детям. Они скончались, считая истинным богатством, большим, чем мирская слава и роскошь, поношения, страдания за веру и смерть; для них придумывали разные их виды. <...> Дорофей и Горгоний вместе с большей частью императорской челяди после многоразличных подвигов были удавлены и получили награду за свою Божественную победу»[12]. Здесь, думается, стоит привести и свидетельство Феофана о кончине Дорофея Тирского. Собственно этот фрагмент является продолжением выше приведенного повествовния о нем. Дожив до царствования Юлина Отступника, Дорофей подвергся преследованиям со стороны кого-то из провинциальных правителей. По этой причине «...блаженный Дорофей удалился в Одиссополь[13], где, схваченный архонтами Юлиана, подвергнут был многим мучениям и скончался в глубочайшей старости в истязаниях за исповедание Христа, на сто седьмом году своей жизни»[14]. Чуть ниже Феофан повторяет свой рассказ о Дорофее и вносит некоторые довольно показательные детали, что архонты Юлиана «прибывши, на втором году царствования отступника, в Одиссополь, нашли там его, провождающего частную жизнь, причинили стосемилетнему старцу много мучений за веру во Христа и лишили жизни»[15]. На фоне довольно толерантной политики Юлиана к христианам описание такого рода преследований, сопровождавшихся даже розыскными мероприятиями в отношении очень старого христианского епископа и при этом закончившихся публичными пытками и казнью (хотя по тексту можно предположить, что речь идет о тайном убийстве, но тогда непонятно, зачем здесь применялись пытки) выглядит более чем неправдоподобно, если только, конечно, не подразумевается, что епископ Дорофей был замечен в разрушении языческих храмов[16]. В общем и целом приходится сделать следующий вывод относительно рассказа о Дорофее у Феофана: хронист был довольно плохо информирован; более того, не исключено, что Феофан даже сконструировал свое повествование, но не на основании предания, а по имеющимся образцам историй о разных Дорофеях, а также об архиепископе Афанасии Александрийском (на что может указывать история, ссылка на которую помещена в примечании 15). Хотя «большинство современных исследователей считают, что эти люди (имеются в виду указанные Дорофеи. — П.Л.) не имеют никакого отношения к Дорофею, епископу Тирскому»[17], однако вместе с тем пока, правда предварительно, приходится заключить об «эклектическом» характере повествования о Дорофее Тирском у Феофана, который мог за неимением достаточного количества источников и сведений о Дорофее Тирском просто смешать отдельные элементы повествований о Дорофее-пресвитере, Дорофее-мученике и Дорофее, епископе Антиохийском IV века с Дорофеем, епископом Тирским, жившим в V веке. Также остается обсуждаемой гипотеза о неисторичности церковного деятеля Дорофея, епископа Тирского[18]. Хотя, думается, эта чрезмерно радикальная трактовка частично разобранных нами данных едва ли сможет получить широкое признание среди исследователей.
[1] Летопись византийца Феофана. Пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского. М., 1884. С. 19.
[2] Приведенное пока не полностью, чтобы облегчить восприятие и анализ свидетельства Феофана.
[3] См. В.В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви в 4-х томах. Т. 1. М., 1994. С.180-181.
[4] Chronicon paschale // PG 92. Col. 360-397; также см. более новое научное издание указанного текста в: Th. Schermann. Prophetarum vitae fabulosae: Indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata, inter quae nonnulla primum edidit. Leipzig, 1907.
[5] J. Quasten. Patrology, in 3 vol. Vol. 3. Wetminster, Maryland, 1986. P. 396 (по указанию Куастена, восходят эти «Жития» к источникам раннего иудаизма, восполненным христианскими авторами III-IV вв.).
[6] Ps.-Dorotheus. De septuaginta Domini discipulis // PG. 92. Col. 1061; Chronicon paschale // PG. 92. Col. 521;Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei) // Prophetarum vitae fabulosae / Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Leipzig, 1907. P. 140-145.
[7] Quasten. Item.
[8] Приводится по: Acta Sanctorum. Junius. T. 1. Venezia, 1741. P. 435.
[9] Филосторгий. Сокращение «Церковной истории» // Церковные историки IV-V веков. М., 2007. C. 207.
[10] Л. В.Луховицкий, Т. А.Артюхова. Дорофей // Православная энциклопедия, т. 16. - М., 2004. - С. 23-24. - file://localhost/C:/ПЛАНЫ%20ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/ИЮНЬ/Материалы/ДОРОФЕЙ.html
[11] Евсевий Кесарийский. Церковная история, 7.32.2-4
[12] Там же, 8.6.1, 5.
[13] Скорее всего, имеется в виду современный болгарский город Варна. Вполне возможно, что во времена Феофана в этом городе хранились мощи и/или было широко распространено почитание святого Дорофея (правда сложно сказать, какого конкретно из нами упомянутых Дорофеев, если вообще ни какого-нибудь другого).
[14] Летопись византийца Феофана, с. 19.
[15] Там же, с. 38.
[16] Из той же «Хронографии» Феофана видно, что претерпевали преследования, а подчас даже бывали убиваемы чаще всего христиане, которые проявили себя в акциях по разрушению языческих святилищ. Известен только один случай преследования христианского епископа по личному приказу - преследование и погоня за Афанасием Александрийским (см., например, Сократ Схоластик. Церковная история, 3. 13-14).
[17] Л. В.Луховицкий, Т. А.Артюхова. Дорофей, с. 24.
[18] См. то же.