Конструктивистские компоненты в антитеизме
Я бы хотел рассмотреть один интересный, на мой взгляд, частный феномен в философии религии – это антитеизм, т.е. особая разновидность антирелигиозного убеждения, заключающегося не в отрицании существования Бога, а в желании того, чтобы Его не существовало.
Мнение

Обычно этот подход сопровождается неким обоснованием моральной, эпистемологической или иной несостоятельности теистического убеждения. Примечательно то, что при этом автор может допускать существование Бога или даже верить в то, что Он существует, но считать Его существование неморальным или хотеть, чтобы Его не существовало. Несмотря на то что рассуждения о том, каким Бог должен быть, существуют давно и являются важной частью современной религиозной проблематики, в т. ч. так называемой проблемы зла или проблемы сокрытости Бога, антитеизм обнаруживает некую особую линию рассуждений, неявным образом стоящую за ним. А именно за ним стоит убежденность в том, что мы можем решить вопрос о том, будет ли Бог существовать в нашей мировоззренческой картине, и если нет, мы принудительно устраняем Его из дискуссионного поля. Скрытая вера в то, что устранить из дискуссии всесильное существо представляется возможным, достаточно необычна.

Справедливости ради стоит заметить, что такой ход мысли является побочным продуктом антитеизма, поскольку в первую очередь он нацелен на проверку внутренней непротиворечивости теистической концепции, а не на прямое решение вопроса о том, следует ли Богу существовать. Однако сложно не заметить, что совмещение двух установок – веры в Бога (или по крайней мере  отсутствие отрицания Его существования) и желания того, чтобы Его не существовало, порождает по крайней мере возможность явной конфронтации с сущностью, которая несоразмеримо превосходит тебя во всех отношениях.

На мой взгляд, антитеизм в самом общем виде является скорее разновидностью теизма, чем атеизма, потому что это больше похоже на явное высказываний претензий к Богу со стороны верующего, чем на атеистическую установку. В этом отношении он отдаленно напоминает постмодернистскую теологию без Бога, когда две противоположные установки уживаются в пределах одной концепции. Однако это скорее не то, чем антитеизм является, а то, чего мы должны избегать, если склоняемся к этой точке зрения. В самом этом подходе нет ничего антирелигиозного, поскольку в действительности он является еще одним способом понять, чем Бог является и чем Он не является. Корректируя наши представления о том, каким Бог должен быть, мы просто говорим о том, каким Он является, поскольку наше представление о долженствовании обязательным образом следует из воли Бога, если мы мыслим в теистической системе координат. Таким образом, это замкнутый круг: человек думает, что конструирует Бога в соответствии с собственными представлениями, но при этом продолжая в Него верить, фактически помещает себя в мир, где Бог конструирует человека таким, чтобы он мог постичь Бога.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9