Календарные заметки на 24 февраля: память священномученика Власия, епископа Севастийского" >
Календарные заметки на 24 февраля: память священномученика Власия, епископа Севастийского
Сегодня Православная Церковь вспоминает мученичество святого Власия, епископа Севастийского.
Статья

Священномученик Власий, как известно, был одним из самых почитаемых святых христианского средневековья (во многих местах остается и сейчас), причем как среди христиан Востока, так и Запада. Однако так широко его стали почитать, судя по источникам, не ранее VIII столетия[1]. Об этом свидетельствует, прежде всего, тот факт, что литургическая память священномученика Власия впервые зафиксирована в латинских мартирологах VIII-IX вв. Кроме того, в Мартирологах Рабана Мавра и Адона, епископа Вьенского, содержатся краткие заметки о мученичестве, представляющие собой, скорее всего, сокращенные варианты (своего рода рефераты) существовавших уже тогда латинских Мученических актов святого Власия[2]. Что касается греческих источников о жизни святого, то самый ранний из них датируется X веком[3] — это мученичество, приписываемое Симеону Метафрасту, однако явно принадлежащее перу более раннего автора[4].

Все имеющиеся версии Мученичества святого Власия — латинские, греческие, армянское — почти не отличаются по сюжету и имеют лишь небольшие различия в малозначительных подробностях.

Почти во всех вариантах жития указывается, что Власий пострадал в правление императора Лициния, в той части империи, которая еще оставалась под его властью, а именно в Малой Армении, столицей которой был город Севастия. Датировка его мученичества периодом гонений Диоклетиана[5] в некоторых сказаниях могла быть обусловлена соединением повествований о святом Власии и о мученике Евстратии, тоже пострадавшем в Севастии, но в правление Диоклетиана. Однако окончательно отвергнуть последнюю датировку в пользу первой нельзя, так как в Мученичестве Евстратия (вместе с другими христианами) содержится ряд совпадений, в частности фигурирует правитель провинции по имени Агрикола, как в Мученичестве святого Власия. Кроме того, кажется несколько малоправдоподобной такая массовая казнь христиан, как это представлено в последнем Мученичестве (десять человек сразу), после Миланского эдикта 313 года, который был принят при активном участии Лициния. Впрочем, о казнях или о тайных убийствах епископов в провинциях, где правил Лициний, говорит Евсевий Кесарийский, хотя и довольно общо и неоднозначно: «Льстецы из числа его наместников, желая угодить нечестивцу, подвергали епископов таким наказаниям, каких достойны только злодеи, и невинных мужей без всякого расследования брали под стражу и наказывали, как убийц. Конец же некоторых из них был дотоле невиданным: тела их разрубали мечом на многие части и после такого варварского зрелища бросали их в морскую пучину на съедение рыбам»[6]. У других историков[7] невозможно найти каких-либо свидетельств подобного рода, помимо сообщений о некоторых притеснениях епископата, однако без упоминания судебных процессов над ними и даже без намеков на это. То есть получается, что проблема датировки мученичества священномученика Власия остается открытой, так как возможно, что Власий с семью женщинами и двумя юношами пострадал еще в гонения Диоклетиана и Галерия до 311 года, когда был выпущен первый эдикт о толерантности, а не в 316 году при Лицинии.

Теперь обратимся к самому Мученичеству. Многие исследователи невысоко оценивают его историческую достоверность[8], но, думается, в нем есть историческое зерно; вычленить его, однако, едва ли представляется возможным, кроме разве что признания факта существования в начале IV века епископа Власия в севастийской общине, закончившего свою жизнь мученически. Поэтому обратимся к самому повествованию с целью попытаться понять некоторые значимые и необычные моменты Мученичества с точки зрения богословия и истории почитания святого Власия.

В рассказе о священномученике говорится о его бегстве от гонений в пустынную горную местность. Там он пребывал в молитве; к нему приходили животные, которых он лечил. Первый момент здесь вполне реалистичен[9], а вот что касается лечения животных, то историчности этого можно усомниться хотя бы потому, что этот эпизод перекликается с Ис 65:25 («Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь») и с Мк 1:13 («И был Он там в пустыне сорок дней... и был со зверями; и Ангелы служили Ему»). Вообще, этот мотив мирного сосуществования святого с дикой природой очень распространен в житийной литературе и основным замыслом автора было подчеркнуть идею обновления творения, переход его на новый уровень существования, сходное с райским состояние бытия, как оно описано в Быт 1-3. Впрочем, при этом не исключается возможность действительно какого-то особого расположения животных к святому, жившего с миром бессловесных в дружбе и гармонии. Но главная задача агиографа, по примеру библейских авторов, при таких описаниях состояла, видимо, в передаче именно богословской идеи, а не в романистическом описании «лесной идиллии».

Другой интересный момент — это довольно нескромные слова святого Власия о себе, сказанные им после вкушения пищи, которую принесла ему в тюрьму одна вдова. «Он сказал ей: "Женщина, таким образом совершай каждый год мою память, тогда ничто из нужного в доме твоем не оскудеет; если же кто другой уподобится тебе и будет совершать мою память, тот получит в изобилии дары Божии и благословение Господа пребудет на нем во все время его жизни"»[10]. Чрезмерно литургико-панегирический тон этих слов очевиден. Скорее всего, в данном пассаже содержится призыв автора к читателям проявлять почтение к святому и совершать ежегодное поминовение его как прославившегося чудесами человека Божия, в то время еще нового святого. Кстати, судя по всему, и описание массовых обращений во время пути Власия в тюрьму и разные чудеса, описанные в фольклорном стиле, нужно относить уже к его посмертной славе. В таком случае становится вполне понятной цель описания многочисленных чудес исцеления и сцена с высвобождением поросенка из пасти волка: подвигнуть христиан к восхвалению святого мученика и дать свидетельство его близости к Богу после кончины, когда он продолжает благодетельствовать всем, кто обращается к нему в молитве.

Последний момент, на который стоило бы обратить внимание, — излияние молока вместо крови из ран семи женщин-мучениц, которых подвергли истязаниям вместе с Власием. Этот литературно-мифологический мотив можно встретить в описании мученичества святой Екатерины (память 27 ноября по старому стилю). Значение его однозначно установить теперь невозможно, но вполне допустимо сделать некоторые предположения. Учитывая, что молоко и корова в разных древних религиозных традициях были образом источника божественной пищи и самой этой пищи, а также имели символическое значение процветания и благоденствия[11], вполне резонно рассматривать и сцену с истечением молока из ран мучениц как указание на божественное присутствие и на единство со Христом[12]. Здесь, однако, интерпретация данного эпизода может быть и другой. В Мученичестве говорится, что после излияния молока их «тела стали белы как снег». Если предположить, что автор делает акцент именно на «белизне», символизирующей невинность[13], тогда образ молока просто усиливает идею невиновности мучениц. Агиограф как бы стремится сказать, что кровь превращается в молоко, так как пролитие крови в данном случае несправедливо, и сам Бог оправдывает святых страдалиц посредством выходящего за рамки естества знамения.



[1] D.H. Farmer. Blaise // The Oxford Dictionary of Saints. Oxford University Press, 2003 (электронная версия).

[2] Rabanus Maurus. Martyrologium // PL 110. Col. 1131; Ado Viennensis. Martyrologium // PL 123. Col. 229.

[3] См. Certamen sancti et glorisiosi hieromartyris Blasii Sebastii et sociorum // PG 116. Col. 817-818.

[4] См. Bibliotheca Hagiographica Greaca. T. 1. Bruxselles, 1957. № 276; также см. Л. А. Бугаевская, П. И. Жаворонков, А. А. Турилов. Власий, сщмч., еп. Севастийский // Православная энциклопедия, т. 9. - М., 2005. - С. 102-107. - http://www.pravenc.ru/text/155013.html

[5] Acta Sanctorum. Febrarius. T. 2. Antwerpen, Michael Cnobarus. 1658. P. 332, 349.

[6] Церковная история, 10.8.17.

[7] См. Сократ Схоластик. Церковная история, 1.3; Лактанций. О смертях гонителей, 46.1, 47.9.

[8] См., например, J.P. Kirsch. Saint Blaise // The Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company, 1907. - http://www.newadvent.org/cathen/02592a.htm; см. также G.D.Gordini. Biagio // Bibliotheca Sanctorum. Vol. 3. Roma, 1963. Col. 157.

[9] Он вполне согласуется с многочисленными свидетельствами о бегстве христиан во время гонений из городов (см., например, Евсевий Кесарийский. Там же, 10.8.18).

[10] Перевод святителя Дмитрия Ростовского.

[11] Жертвеннo-ритуальный напиток сома сравнивался с молоком, так как нагреваемое при ведийском жертвоприношении молоко считалось символом божественного потока жизни. В древнеегипетском искусстве встречаются изображения, на которых богиня Исида кормит бога-фараона своей грудью. Также можно вспомнить коровий образ небесных богинь (Нут - в Египте, Геры - в Греции) и прочее. Ср. - «течет молоко и мед» (Исх 3:8).

[12] По косвенной аналогии со сценой, возможно, евхаристического причащения сыром (то есть молочным продуктом) в видении мученицы Перпетуи (память 1 февраля по старому стилю) можно подумать, что в сцене из Мученичества Власия (как и Екатерины) тоже намекается на Евхаристию, то есть на евхаристическое проявление единства мученика со Христом во время страданий. Однако не нужно забывать о возможности иного, неевхаристического истолкования видения Перпетуи...

[13] Ср. Откр 7:14: «Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца».

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9