Специальные посланники Далай-ламы XIV Келсанг Гьялцен и Лоди Гьяри в сопровождении представителей Целевой рабочей группы прибыли 26 января в Китай для переговоров с представителями руководства республики. В течение последующих четырех дней они провели ряд встреч с высшими китайскими чиновниками и уже 1 февраля вернулись обратно в Дхарамсалу – столицу тибетской эмиграции.
Тибетско-китайские переговоры возобновились после 15-месячного перерыва. Напомним, что последний раунд больше года назад был прерван по инициативе тибетской стороны, которая заявила о бессмысленности дальнейшего диалога. Тогда руководство КНР отклонило главные инициативы Далай-ламы: «Меморандум о подлинной автономии тибетского народа» и идею объединения на территории Китая всех провинций, населенных тибетцами, в один «Большой Тибет». Сенсационность нынешних переговоров заключалась в том, что инициатива их возобновления шла от тибетской стороны. Некоторые источники указывают также и на причастность американского президента Барака Обамы к возобновлению переговорного процесса.
Накануне поездки специальных посланников один из представителей Далай-ламы в Европе Тхубтен Самдуп рассказал ВВС, что «жители Китая постепенно начинают понимать, что Далай-лама – лучшая возможность, которой располагает Пекин. Пока он жив, есть время для переговоров и разрешения ситуации. Неизвестно, что начнется, когда он умрет». Однако за оптимизмом Самдупа скрываются серьезные страхи. Тибетцы больше, чем китайцы заинтересованы в том, чтобы завершение переговорного процесса состоялось еще при жизни лидера тибетских буддистов. И смерть Далай-ламы пугает скорее их, чем руководство КНР.
Дело в том, что у тибетцев есть все основания опасаться, что выборы нового далай-ламы закончатся тем, что их окажется как минимум двое. Подобный сценарий уже был опробован китайским руководством, когда умер Панчен-лама – второй по значимости человек в тибетской духовно-политической иерархии. В 1995 году Далай-лама объявил о том, что реинкарнацией 10-го Панчен-ламы, умершего шестью годами ранее, является мальчик Гендюн Чоки Ниму из Тибета. Китайское правительство, опасаясь потери контроля над регионом, увезло мальчика в неизвестном направлении, а вместо него на роль 11-го Панчен-ламы стало продвигать своего кандидата Гьялцена Норбу, которого, однако, тибетское население Китая отказывается признавать настоящим панчен-ламой. Подобная участь может постичь и нового Далай-ламу. И это добавляет головной боли тибетскому правительству в изгнании.
Сам Далай-лама XIV уже неоднократно говорил о том, что может уйти навсегда, если это будет угодно тибетскому народу. Но упразднение института далай-лам должно произойти только в результате свободного референдума, на котором бы каждый тибетец высказал свою точку зрения. Но как рассказал Аналитической службе глава русского отделения Фонда Далай-ламы Андрей Терентьев: «Референдум можно провести только после успеха переговоров с КНР, когда Далай-лама сможет что-то делать в Тибете легально». Ведь в эмиграции проживает чуть больше 2% тибетцев, остальные находятся на территории Китая. Отсюда и спешка при попытке возобновления переговоров, ведь Далай-ламе уже 74 года.
Между тем, новый раунд переговоров уже можно назвать провальным. Тибетской стороне не удалось продвинуться ни на шаг в решении конфликта. Все предложения тибетцев натолкнулись на глухую стену непонимания. Заведующий отделом Единого фронта ЦК КПК Ду Цинлинь, возглавивший девятый раунд переговоров, заявил, что основа для контактов и переговоров появится только в случае отказа тибетской стороны от идей «высокой степени автономии» и «Большого Тибета». Кроме того, как сообщает Международное радио Китая, Ду Цинлинь отметил, что только правительство Китая может представлять интересы народов Тибета, а также создать для них лучшую жизнь.
«Переговоры в тупике, - говорит Андрей Терентьев, - так как КНР требует в качестве предварительного условия, чтобы Далай-лама признал, что Тибет всегда был частью Китая, а это не соответствует действительности, и он это сделать не может». Мы видим, что китайское руководство не очень-то стремится завершить переговоры, поскольку выдвигает заведомо невыполнимые требования. И сценарий со смертью лидера тибетских буддистов может его вполне устраивать. Очевидно, что в одиночку Тибет вряд ли сможет продвинуться на пути к «высокой степени автономии».
Но за 50 лет пребывания в эмиграции Далай-лама сумел создать серьезное буддийское лобби во всем мире. Благодаря активной деятельности тибетского лидера и открытию по всему миру тибетских дхарма-центров, руководителями которых становились ламы-эмигранты, мир узнал о трагедии Тибета. Мировое признание этой гуманитарной катастрофы отразилось в присуждении Далай-ламе в 1989 году Нобелевской премии мира. Тибетские культурные центры по всему миру стали оплотом движения за освобождение Тибета, к которому примкнули многие правозащитники и сочувствующие европейцы и американцы. Работа центров построена так, что вместе с азами буддийского вероучения тибетскими учителями подспудно продвигается идея свободного Тибета. Далай-лама делает упор на поддержку Западного мира.
Главным посредником между тибетской эмиграцией и Китаем выступают США. Еще в ноябре прошлого года во время визита президента Барака Обамы в Китай было объявлено о целесообразности возобновления тибетско-китайского диалога. А накануне девятого раунда переговоров, как сообщает итальянская газета La Repubblica, президент Обама лично просил Китай начать переговоры по Тибету. Сам Далай-лама неоднократно встречался с Бараком Обамой, но в то время, когда тот еще не был президентом США – сообщает газета.
Между тем, отношения Китая и США нельзя назвать спокойными: споры по поводу Google, заявления Хилари Клинтон относительно свободы в сети и решение поставить Тайваню новое вооружение сильно усложнили и без того непростую ситуацию. И возможно, что провал тибетско-китайских переговоров стал реакцией китайского руководства на последние решения американских покровителей Далай-ламы. Но при потеплении китайско-американских отношений у тибетцев есть шанс на положительное разрешение ситуации. Определенную поддержку Далай-лама находит и в странах Евросоюза.
Россия же, несмотря на наличие трех буддийских республик в своем составе, традиционно стоит на позициях невмешательства во внутренние дела Китая. «Согласно договору между Китаем и Россией, обе страны обязались никоим образом не касаться этих проблем, - говорит Андрей Терентьев, - А российские буддисты в массе, конечно, заинтересованы. Да и не только буддисты – стыдно же, что Россия следует диктату Китая в этой сфере».
Аналитическая служба Богослов.RU