Календарные заметки на 23 января: память святителя Григория, епископа Нисского
Сегодня Православная Церковь празднует память святителя Григория Нисского, одного из самых выдающихся богословов IV века, одного из «каппадокийских отцов».
Статья

Григорий приходился родным братом святителя Василия Великого. Из сыновей в семье он был третьим (вторым сыном его родителей Василия Старшего и Эмилии после Василия был Невкратий; еще у Григория был младший брат Петр, ставший епископом Севастийским); о сестрах Григория, кроме Макрины, которая была старшим ребенком в семье, ничего определенного неизвестно, за исключением разве что Феосевии (однако вопрос о том, была она сестрой или женой Григория, до сих пор остается нерешенным, но об этом чуть ниже).

Интересно, что мать Григория очень рано осталась сиротой вследствие мученической кончины своего отца. Макрина Старшая, бабка Григория по отцовской линии (называемая так для отличия от своей знаменитой внучки), со своим мужем прославилась исповеданием Христа[1] в гонение императора Максимина Дайи, достигшее особенной силы на Востоке в 311-313 гг.[2] Традиция духовного делания и память о стоянии в вере, видимо, наложили сильный отпечаток на уклад и традиции семьи Василия и Эмилии, свидетельством чего выступает то, что как минимум 5 из 9 (или из 10[3]) их детей посвятили себя церковному служению, отшельничеству и социально-благотворительной деятельности.

Как известно два старших брата Григория — Василий и Навкратий — получили блестящее риторическое образование, обучаясь у ведущих учителей того времени в Константинополе, Антиохии, Афинах (главных академических центрах того времени). Григорию же такой возможности не представилось. Его школьное образование ограничилось обучением у риторов в относительно провинциальной Кесарии Каппадокийской. Обычно исследователи жизни и трудов Нисского святителя не проявляют интереса к выяснению причин такого положения дел[4]. Впрочем, интересное замечание встречается у А. Аманна: «Родители сочли, что с них достаточно затрат на образование Василия, и Григорий не выезжал из Каппадокии, был учеником кесарийской школы»[5]. Очень вероятно, что Амман отчасти прав, указывая на финансовые мотивы родителей (точнее матери и, возможно, старшей дочери Макрины, так как отец Григория, судя по сему, умер, когда будущий святитель только пошел в начальную школу в 7 лет). Однако не понятно, почему знатное и весьма зажиточное семейство (имевшее несколько земельных владений и поместий в разных местах Малой Азии) проводило такую политику в отношении образования детей. Сведений об их обнищании или разорении к тому времени у нас нет. Причину такой бережливости можно, кажется, попытаться увидеть вот в чем. Хотя отец, «Василий Старший, будучи известным ритором в Неокесарии (возможно, главой школы), желал обеспечить своим детям получение хорошего светского образования наряду с духовным воспитанием»[6], мать Эмилия после смерти супруга решила сократить расходы (значительно уменьшившиеся в связи с кончиной главы семьи) на светское образование. Влияние в этом вопросе на нее мог оказать Евстафий Севастийский, который был в очень близких отношениях с семьей и придерживался крайне ригористических взглядов на жизнь в миру, пропагандируя безбрачие и нищету[7]. Известно, что все старшие члены семьи отличались необыкновенным нищелюбием, растраты на что они, возможно, и предпочли оплате образования Григория. Как раз особое сближение старших членов семьи Григория с Евстафием приходится на начало 50-х годов IV столетия, примерно тогда, когда Григорий должен был начать прохождение курса дисциплин последнего образовательного уровня.

Также можно предположить, что тут не обошлось без веского слова старшего брата Василия, который, несмотря на свою толерантность к языческой культуре, сожалел в период зрелости о слишком долгом увлечении «внешними науками», если судить по некоторым высказываниям: «Я слишком много времени провел в суете: растрачивал силы моей юности в пустую, стараясь обзавестись как можно большим количеством той мудрости, которая есть глупость перед Богом»[8]. Чрезмерное увлечение младшего брата светскими науками, а также его слабохарактерность могли подвигнуть Василия к тому, чтобы оградить Григория от возможных антихристианских соблазнов, которые поджидали молодого человека в мегаполисах того времени. Таким образом, и педагогическая позиция старшего мужчины в семье могла сыграть свою немалую роль в том, чтобы Григорий остался под присмотром матери и старшей сестры.

Дополнительным аргументом в пользу приведенного выше предположения может служить следующий факт. Последний ребенок в семье — Петр, родившийся незадолго до смерти отца, как известно, вообще не получил никакого светского образования, кроме домашнего. Вместе с тем, он с помощью сестры Макрины, «приохотившей его к священным наукам»[9], получил хорошее религиозное воспитание и в дальнейшем, став пресвитером, а потом епископом, пользовался доверием святого Василия, который давал ему различные ответственные поручения по делам церковной политики. Как свидетельствует Григорий Нисский, Петр преуспел в добродетели ничуть не меньше самого старшего брата[10].

Если вернуться к Григорию, то надо сказать, что он смог восполнить пробелы своего образования самостоятельным изучением античных классиков и некоторых церковных богословов (прежде всего Оригена). При этом Василий смог несколько приумерить своим духовным и интеллектуальным влиянием его сильную заинтересованность в творчестве последнего. Однако очарованность наследием и личностью Адамантия сохранилась у Григория, судя по всему, на всю жизнь, что и стало, по мнению Л. Карсавина, возможно, одной из главных причин оригинальности и глубины — «до граней еретичества»[11] — метафизической мысли святого Григория Нисского. 

В заключение хотелось бы еще кое-что сказать об упомянутой выше святой Феосевии, память которой, кстати, тоже отмечается сегодня. Обычно (в том числе и в церковных календарях) она обозначена как сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского. Дело в том, что единственное свидетельство о ней, где она называется по имени, сохранилось лишь в посвященной ей эпитафии святителя Григория Богослова.  Там говорится следующее: «И ты, Феосевия, дочь славной Емилии, в точном смысле подружие великого Григория, опора жен благочестивых, покрылась здесь священной землей; от жизни же отрешилась в зрелых летах»[12].

На основании этого текста архиепископ Филарет (Гумилевский) делает вывод, что Феосевия — это одна из дочерей прп. Емилии и сестра свт. Григория Нисского[13]. Однако, очень вероятно, что Григорий Богослов мог называть и невестку Емилии ее дочерью. Более того, сохранились похвальные отзывы именно о жене Григория, но нет никаких других свидетельств о сестрах, кроме, конечно, Макрины[14].  Надо отметить, что позицию, согласно которой речь в эпитафии идет именно о жене, а не сестре Григория Нисского, разделяет «сегодня большинство ученых»[15].

[1] Святитель Григорий Нисский. О жизни Макрины, 2 (перевод Т.Л. Александровой в кн.: Послание о жизни святой Макрины. М., 2002).

[2] П.Б.Михайлов. Василий Великий // Православная энциклопедия, т. 7. - М., 2004. - С. 132. - http://www.pravenc.ru/text/150791.html

[3] Исследователь Пьер Мараваль предполагает на основании некоторых намеков в тексте «Послание о жизни Макрины» Григория Нисского, что один из сыновей по имени Никифор умер в раннем детстве (см. P. Maraval. Introduction, texte critique, tradition, notes et index // Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine. P., 1971. (SC; 178) 1971. P. 159, n. 3.)

[4] Самая распространенная формулировка по этому вопросу обычно сходна со следующей: «Пройдя школу начальных наук, он не имел возможности продолжить образование <...> в знаменитых центрах просвещения» (А.Р. Фокин. Григорий Нисский // Православная энциклопедия, т. 12. - М., 2006. - С. 481). Ср. сходное замечание на этот счет у прот. Г.Флоровского (Григорий Нисский. Жизнь. - В кн.: Восточного отцы IV века. Париж, 1931. - http://www.krotov.info/library/f/florov/patr4_05.html#_Toc531852454 .  Многие другие патрологи просто игнорируют этот факт биографии; даже внимательный к самым мелким деталям Э. Мередит (см. A. Meredith. Gregory of Nissa. London and New-York, 1999. P. 2-3). 

[5] Григорий Нисский. Жизнь. - В кн.: Путь отцов. Введение в патристику. Москва, Милан: Христианская Россия, 1994. - http://www.krotov.info/history/04/kern/page16.htm

[6] Михайлов. Там же, с. 133.

[7] Подробнее о нем смотрите посвященную ему статью П.Б.Михайлова в 17 томе «Православной энциклопедии».

[8] Epistulae 223.2 // PL 32. Col. 824.

[9] Святитель Григорий Нисский. Послание о жизни Макрины, 12

[10] То же.

[11] По выражению Л. Карсавина.

[12] Святитель Григорий Богослов. Надгробия // Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. М., 1843. С. 316.

[13] Историческое учение об отцах Церкви в 3-х томах. Т. 2. М., 1996. С. 146, примеч. 9; к тому же мнению склоняется и архиепископ Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» (Т. 3. М., 1997. C. 18).

[14] Цитаты см. в: Фокин. Там же, с. 480-481.

[15] Михайлов. Там же, с. 132.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9