Календарные заметки на 17 января: Собор 70 апостолов" >
Календарные заметки на 17 января: Собор 70 апостолов
Календарные заметки посвящены Собору 70-ти апостолов, который Церковь празднует сегодня.
Статья

Сегодня Церковь празднует Собор 70-ти апостолов. Как известно, единственное в Новом Завете упоминание о Семидесяти посланниках Христовых содержится в 10 главе Евангелия от Луки (стихи 1-21). То, что сцена посылания Семидесяти на проповедь не упоминается ни у одного евангелиста, кроме Луки, дало повод для возникновения сомнений в историчности данного фрагмента.[1] Однако очень трудно допустить, что самый скрупулезный в плане изучения и использования источников евангелист мог позволить себе такую литературную вольность. Скорее всего, Лука просто определенным образом оформил те предания о деятельности многих (а не только двенадцати ближайших) учеников, символически описав их миссию как апостольство ко всем народам тогдашнего мира. В каком смысле «символически»? Дело в том, что само число семьдесят, или семьдесят два[2], в Ветхом Завете используется для исчисления всех населяющих землю народов (Быт 10)[3]; если рассматривать сцену посылания Семидесяти учеников в контексте общей направленности Евангелия от Луки и Деяний апостолов на миссию всемирной проповеди, то в ней — этой сцене — можно распознать стремление евангелиста связать рассматриваемую миссию с земным служением Христа.[4] Дополнительными доводами в пользу такого понимания может служить помещение Лукой сразу за наставлением апостолов слов Господа об обличении иудейских городов и восхвалении языческих городов[5], а также аллюзия на рассказ об избрании и помазании Духом Семидесяти старейшин в Числ 11:24-30, что, в свою очередь, связывает сцену об избрании Семидесяти с событием Пятидесятницы в Деян 2:1-13.

Согласно Евсевию Кесарийскому (1-ая половина IV века), «имена апостолов Спасителя известны из Евангелия каждому, списка же семидесяти учеников никакого нигде нет».[6] Возможно по той причине, что учеников, способных к осуществлению проповеднической миссии, было у Господа гораздо меньше Семидесяти (такое вполне допустимо, если признавать символический смысл числа 70). Среди последних он называет только некоторых: Варнаву, Сосфена, указанного в приветствии Первого послания к Коринфянам, Матфия, причисленного вместо Иуды к Двенадцати, «кто вместе с ним почтен был жребием», и Фаддея. Вслед за Климентом Александрийским, Евсевий причисляет к числу Семидесяти и некоего «тезку апостола Петра».[7] Однако в данном случае, по всей вероятности, надо видеть недоразумение, возникшее в связи с конфликтом Петра и Павла в Антиохии (Гал 2:11-14); посредством удвоения Кифы-Петра, скорее всего, некоторые раннехристианские толкователи (может быть, и сам Климент) хотели как-то нивелировать размолвку между двумя великими апостолами. Однако этот «второй Кифа» все-таки фигурирует и в ряде византийских полных списков Семидесяти.[8]

Одним из самых раннихполных списков или каталогов Семидесяти, дошедших до нас,  является список Псевдо-Епифания (VI-VII веков), носящий название «Об апостолах». Другие два — списки Псевдо-Дорофея и Псевдо-Ипполита, имеющие названия «Церковный список учеников Господа» и «О Семидесяти апостолах» соответственно, относятся к VIII - IX векам.[9] Примечательная особенность, отличающая указанные списки от других, более поздних, состоит в том, что они содержат имя Николая, одного из Семи, впоследствии исключенного из числа Семидесяти. Причиной этого исключения стала нелестная характеристика в его адрес, содержащаяся в текстах списков (ее нет, однако, у Псевдо-Ипполита): «...стал отступником и еретиком вместе с Симоном» (имеется в виду Симон-волхв, считающийся одним из первых создателей гностицизма на почве христианства). Эта ремарка сделана, видимо, под влиянием своеобразно понятого свидетельства о Николае у Евсевия.[10] В них входят имена Димаса и Гермогена, также впоследствии исключенные.

Вообще в списках перечисляются христианские деятели не только первого поколения (такие, как Варнава, Матфий), которые вполне могли входить в число Семидесяти из Лк 10, но и второго поколения христиан, которые явно были обращены уже апостолами и их сотрудниками после смерти и воскресения Спасителя (например, Филимон, Онисим и другие). Хотя относительно многих учеников, внесенных в список, сказать точно, когда они обратились ко Христу, едва ли возможно.

Видимо, желанием составителей списков было включить по возможности всех более или менее известных деятелей первого христианского поколения, кто так или иначе был связан со служением как Двенадцати апостолов, так и апостола Павла. Такой способ утверждения апостольского статуса сотрудников первых апостолов или людей, с апостолами соприкасавшихся, может показаться несколько искусственным, однако это, видимо, не беспокоило составителей списков. Своей основной целью они считали наглядно продемонстрировать преемственность между апостолами и следующим поколением верующих; и при этом не просто верующих, а руководителей тех или иных первохристианских общин.



[1] См., например, К. Крус. Апостол / Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С. 25.

[2] И тот и другой вариант встречается в древнейших рукописях евангелия, хотя предпочтение отдается обычно первому (см. Metzger Bruce Manning. A Textual Commentary on the Greek New Testament. United Bible Societies, 1994. P. 150-151.

[3] См. J. Nolland. Luke 9: 21 - 18: 34. Dallas, TX: Word Books, 1993. P. 264-265. (WBC, 35 b)

[4] О том, что главной заботой Господа Иисуса в период его земного сужения была проповедь покаяния, адресованная  Израилю, однозначно свидетельствует, например, Мф 10:5-6; интересно, что Лука совсем исключает это речение из своего евангелия, что вполне вписывается в его программу универсализации Вести Иисуса Христа.

[5] У Матфея эти речения стоят лишь в конце 11 главы, после речи об Иоанне Крестителе, то есть в другом месте и контексте.

[6] Церковная история 1.12.1.

[7] Там же  1.12.3.

[8] Об этих списках см. ниже; туда также включен некий Кесарь,  существование которого, как и Кифы, ставится под сомнение («из Кесарева дома», т. е. уверовавшие во Христа из царского дома, - Флп 4:22) (см. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 3. М., 1997. С. 6-11).

[9] Приведенные списки приводятся по: Prophetarum vitae fabulosae / Ed. H. Gelzer,  T. Schermann.  Leipzig, 1907.

[10] Церковная история 3.29

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9