Религия как фактор политической нестабильности в Китае: часть 2. Тибетский вопрос" >
Религия как фактор политической нестабильности в Китае: часть 2. Тибетский вопрос
Вторая статья посвящена тибетскому вопросу в Китае, политике Далай-ламы, российской перспективе при решении этой проблемы.
Статья

Буддизм проник в Тибет еще в IV веке, однако устойчивые контакты с буддийским миром наладились только к VII веку, а с конца VIII века буддизм стал официальной религией. В XIV веке в Тибете возник институт Далай-лам – линии реинкарнаций Бодхисаттвы Ченрези. Пятому Далай-ламе удалось при поддержке монголов объединить Тибет. С тех пор Далай-ламы фактически заняли место правителей Тибета. В XVII веке этот титул официально был закреплен за ними. В 1950 году Тибет силовым путем был присоединен к Китайской Народной Республике, но практически 10 лет Далай-лама XIV Тензин Гьяцо официально оставался главой теперь уже автономного района.

 В 1954-1955 годах Далай-лама встречался с представителями китайской Компартии и получил заверения о том, что даже в случае создания Тибетского Автономного Района, о котором шла речь на тот момент, тибетская культура, тибетская самобытность, религия будут в полной мере сохранены. Но последующие события привели к конфронтации. В 1959 году вспыхнуло Тибетское народное восстание, которое было жестоко подавлено китайской армией.

О ситуации, которая сложилась в Тибете за время китайской оккупации, Далай-лама рассказал в своем послании, приуроченном к 50-летию восстания: «Оккупировав Тибет, правительство коммунистического Китая провело целый ряд кампаний с применением репрессивных и насильственных мер. Среди них «демократические реформы», классовая борьба, создание коммун, Культурная революция, введение военного положения и относящиеся к более недавнему времени патриотическое перевоспитания и кампания «жесткого удара». Непосредственным результатом этих кампаний стала гибель сотен тысяч тибетцев. Линяя преемственности буддийской Дхармы была прервана. Тысячи религиозных и культурных центров, каковыми являлись мужские и женские монастыри и храмы были стерты с лица земли. Здания и памятники исторического значения были разрушены» - в этом следует искать основные причины  тибетского сепаратизма.

После восстания 1959 года Далай-лама XIV был вынужден эмигрировать в Индию. С этого времени начинается отсчет существования тибетского правительства в изгнании. Со временем из Дхарамсалы – столицы Тибета в изгнании – начиная с 60-70-х годов, на Запад потянулись вереницы учителей дхармы, которые быстро обосновались в США и странах Европы, а в начале 90-х попали и в Россию. Благодаря активной деятельности Далай-ламы XIV и открытию по всему миру дхарма-центров, руководителями которых становились тибетские ламы-эмигранты, Западный мир узнал о трагедии Тибета. Мировое признание этой гуманитарной катастрофы отразилось в присуждении в 1989 году Далай-ламе XIV Нобелевской премии мира.

Деятельность тибетской диаспоры определяет поведение тибетцев, живущих в Китае. Не исключено, что масштабные антикитайские выступления в ТАР провоцируются из Дхарамсалы. В марте прошлого года в годовщину Тибетского народного восстания в Лхасе вспыхнули крупные беспорядки, которые позволили Далай-ламе резко выступить на международной арене в адрес Китая. Он назвал действия Китая культурным геноцидом. Власти КНР в свою очередь обвинили лидера тибетских буддистов в организации беспорядков.

В своих политических заявлениях Далай-лама настаивает, что борется не за независимость Тибета, а за широкую автономию в рамках КНР. Его политика срединного пути и ненасильственного решения проблемы предполагает нахождение компромиссного варианта решения тибетского вопроса. Но, как отмечает главный редактор журнала «Русский мир.ру» Евгений Верлин, «до сих пор Далай Лама не распустил правительство в изгнании, которое существует уже 50 лет, и несколько десятков тысяч представителей тибетской аристократии стоят за то, чтобы придать автономии гораздо больше черт независимости, чем хотелось бы Китаю».

В тибетских дхарма-центрах по всему миру политика освобождения Тибета подспудно подается вместе с азами буддийского вероучения. Образ Тибета в учении воспринимаемом американскими и европейскими адептами тибетской ветви буддизма романтизируется и ставится в разряд сакральных, что побуждает людей активно включаться в движение за освобождение Тибета. Среди активных сторонников освобождения Тибета немало известных людей, например, голливудский актер Ричард Гир, американские буддологи Роберт Турман и Александр Берзин. По всему миру действуют филиалы Фонда Далай-ламы – российское отделение возглавляет известный российский буддолог Андрей Терентьев.

Тактика тибетских эмигрантов состоит в том, чтобы весь мир узнал о тибетском вопросе. Для этого по всему миру ездят буддийские учителя, монахи крупных монастырей, с лекциями и ретритами. Буддистов зовут для обмена опытом католики и протестанты. А религиозный потенциал новообращенных европейцев и американцев часто направляется на свойственную скорее для западных религий миссионерскую деятельность, среди них особенно выделяется лама-датчанин Оле Нидал.

В отличие от уйгуров тибетцев поддерживают почти все западные страны. География визитов Далай-ламы очень широка и везде его принимают на высоком государственном уровне. Со стороны Китая такие встречи всегда вызывают публичный протест, а иногда и ухудшение торгово-экономических и политических отношений со странами, принимающими Далай-ламу, так что некоторые государства отказывают ему. Именно эта причина препятствует лидеру тибетских буддистов посетить Россию.

Во многом борьба за освобождение Тибета держится на личной харизме тибетского лидера, и остается открытым вопрос, кто возглавит ее, когда Далай-ламы XIV не станет. Лидер тибетских буддистов уже не раз заговаривал о своем преемнике. Он может родиться, по словам Далай-ламы, уже не в подконтрольном Китаю Тибете, а в какой-нибудь другой, свободной буддийской стране.

Вероятнее всего, ею может стать Индия, где живет большая часть тибетской диаспоры, или Монголия. Но есть вероятность, что тибетские ламы поедут искать будущего тибетского лидера в одну из буддийских республик России, в надежде найти покровительство у северного соседа.

Если такое случится, Россия окажется перед дилеммой: с одной стороны, Китаем, который естественно негативно воспримет новую прописку лидера сепаратистов, с другой – Западный мир, который традиционно поддерживает тибетскую эмиграцию. Сейчас Далай-ламе XIV 74 года, и он надеется прожить еще лет десять, но и он не застрахован от разных непредвиденных обстоятельств, особенно с учетом его распорядка жизни, в которой заметное место занимают путешествия по всему миру.

 

Аналитическая служба Богослов.RU

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9