Общество по изучению церковного права Восточных Церквей было создано при Венском университете в 1971 году. Оно ставит своей задачей объединить исследовательские труды как тех католиков, которые имеют свое особое (не «западное») право («церкви sui iuris»), так и православных. В Вене, с одной стороны, существовала традиция изучения и преподавания православного канонического права, начало которой положил Йозеф Чижман (1820-1894), а с другой стороны, Вена была удобна тем, что Австрия была нейтральной страной и находилась ближе всего из «свободного мира» к восточноевропейским странам коммунистического блока.
Конференция общества проводится раз в два года. В этом году она проходила в Салониках и была посвящена теме икономии (в данном контексте соотношении нормы и обстоятельств в деле спасения душ) в церковном праве.
10 сентября, 2015
Конференция открылась приветственными словами: Георгия, митрополита Китрусского, представляющего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима; архимандрита Александра Салмаса, представителя митрополита Салоникийского Анфима; декана богословского факультета проф. Константина Милтиадиса; председателя департамента пастырского и социального богословия Богословского факультета проф. Федора Янгу (Yiangou); руководителя Высшей Духовной академии в Салониках о. Григория Стамкопулоса; президента Общества по изучению церковного права восточных Церквей епископа Кирилла Абидосского; также было прочитано приветствие бывшего министра по делам Северной Греции г-жи Марии Коллиас-Тсаруха. Затем с обзорным докладом, посвященным домостроительству нашего спасения (икономии) в Священном Писании и учении отцов Церкви, выступил митрополит Миссинский Хризостом (Савватос)[i].
11 сентября
Секция 1: Определение терминологии
К сожалению, д-р Ричард Поц из Венского университета не смог лично присутствовать и представил свой доклад в письменном виде[ii]. В нем он, со свойственной ему скрупулезностью, углубляется в историю византийского понятия «икономии», рассматривает такие нормы греко-римского права, как “aequitas” и “epieikeia”.
Архим. Григорий Папатомас из Афинского университета[iii] объяснил, что этимологически термин "икономия" происходят от “икос” (дом) и “немо” (устройство, распределение). "Икономия" и "акривия" (здесь точность в применении законодательства) взаимосвязаны и не должны быть рассматриваемы, как два параллельных принципа.
Доклад д-ра Давида Хейт-Штаде из Швеции обогатил[iv] собрание ссылкой на западных ученых, включая Рудольфа Зома (1841– 1917) и Карла Шмитта(1888–1985), считавшего, «что изучение исключения интереснее, чем изучение нормы, так как норма не доказывает ничего, а исключение подтверждает все».
Из доклада проф. Фессалонийского университета Феодора Янгу[v] стало известно, что готовится к печати неопубликованная переписка преп. Никодима с Дорофеем Вулизмусом.
Иерей Дмитрий Пашков, заместитель заведующего кафедрой истории древней Церкви и канонического права Богословского факультета ПСТГУ и преподаватель МДА, ссылаясь на д-ра Трояноса, который, кстати, руководил секцией в это утро, отметил, что понятие икономии близко к понятию aequitas римского права[vi].
Секция 2: Применение икономии в жизни Церквей
Вторая половина занятий дня открылась фундаментальным выступлением преподавателя университета в Констанце (Румыния) архиеп. Томисского, д-ра Феодосия (Петреску). Доклад[vii] содержал указания на икономию в творениях святых отцов и учителей Церкви (Тертулиана, свв. Кирилла, Афанасия, свят. Иоанна Златоустого и др.). Владыка Феодосий отметил, что икономия не должна распространяться на недопустимые требования гражданской власти.
В докладе о. Константина Рус, преподавателя университета Арада в Румынии[viii], содержались интересные примеры икономии, в том числе о рукоположении Вениамина Косатиши во диакона в 16 лет, во пресвитера в 19 и во епископа в 23 года. Автор указал, что в Православной Церкви главным определителем икономии является собор.
После перерыва Петр Сабо, преподаватель греко-католической семинарии в Будапеште, высказался[ix] о том, почему понятие об икономии, к его сожалению, не вошло в Кодекс канонов Восточных Церквей (CCEO), утвержденный папой Иоанном-Павлом II в 1990-м году.
Особо интересным было выступление англиканского священника Вильяма Адама, редактора журнала Ecclesiastical Law Journal из Лондона, указавшего на аналогии с икономией, имеющие место в светском праве[x].
12 сентября
Секция 2: Применение икономии в жизни Церквей (окончание)
Занятия секции продолжились докладом кардинала Франческо Кокопалмерио, посвятившего свое выступление диспенсации в области права, как для Западной Церкви, так и для Восточных Церквей.[xi]
Затем греко-католический епископ Гратиануполисский Димитрий (Салахас) представил доклад о применении икономии в покаянном праве Восточных Церквей согласно древним канонам и действующему праву этих Церквей[xii].
Д-р Патрик Валдрини из понтификального университета в Латеране рассмотрел понятие “salus animarum” (спасение душ, как высшая ценность) в римо-католическом праве[xiii].
Затем д-р Астрид Каптейн (Kaptijn) проанализировала сакраментальную икономию в Кодексе канонов Восточных Церквей и объяснила, в каких случаях икономия может применяться в отношении формы Таинства Крещения[xiv].
Секция 3: Сакраментальная икономия
В своем докладе д-р Илья (Льюис) Патсавос, заслуженный профессор церковного права семинарии св. Креста (Бостон, США), рассказал о разных практиках и подходах православных в США в отношении приема в Церковь и о смешанных браках[xv].
Д-р Анаргирос Анаплиотис (доцент церковного права, университета в Мюнхене) рассказал, в каких случаях в Православных Церквах инославные принимаются через крещение[xvi].
Д-р о. Пабло Гефаел (Понтификальный институт св. Креста) рассмотрел католический подход в отношении ситуаций, когда таинство брака перестало существовать[xvii].
Д-р Эмилиан Роман (университет в Яссах, Румыния) отметил церковные законы, применяющиеся Священным Синодом Румынской Православной Церкви в отношении разведенных и овдовевших священнослужителей[xviii].
14 сентября
Секция 4: Икономия в межправославных и межконфессиональных отношениях
После состоявшейся в воскресенье 13-го сентября экскурсии к берегам Святой горы Афон, занятия конференции открылись докладом д-ра Флориана Шуппе из католической архиепископии Мюнхена, в котором он высказался о значении икономии и акривии в экуменическом диалоге[xix]. Докладчик отметил, что у православных нет консенсуса в отношении понимания канонических правил, запрещающих молитвенное общение с инославными.
Д-р Григорий Ларенцакис из университета Граца в Австрии в своем докладе коснулся обязанности православных участвовать в экуменическом свидетельстве[xx].
Преподаватель церковного права университета в Фессалониках д-р Никос Магиорос рассказал об отношении Православных Церквей к икономии (и ее пониманию) в ХХ веке[xxi].
Во время оживленной дискуссии последовали такие вопросы: если мы считаем, что Католическая Церковь – это Церковь-сестра, то зачем говорить об икономии при смешанных браках? Как быть с канонами, которые рассматривают не конкретную группу исторических еретиков, а вообще запрещают молитвенное общение с любыми еретиками и раскольниками? Д-р Шуппе отметил, что существование таких консервативных Церквей, как Русская Зарубежная, заставляет вдумчиво работать над достижением понимания в экуменическом диалоге. Отвечая на вопрос, д-р Магириотис отметил, что Православная Церковь может быть не заинтересована в кодификации своего канонического корпуса, так как это не оставит места для свободы интерпретации.
Секция 5: Икономия согласно каноническим текстам и отцам Церкви
После перерыва протоиерей Добромир Димитров, преподаватель церковного права на православном богословском факультете Великотырновского университета (Болгария), показал отношение свт. Василия Великого к икономии на основании его писем (канонов)[xxii]. О. Дмитрий ответил на вопрос, что значит в наше время покаяние: это осознание себя членом церковной общины.
Заслуженный румынский ученый, канонист д-р Николай Дура рассказал о значении римского ученого Лактанция (ок. 250-325) для науки церковного права, а также о его влиянии на св. имп. Константина[xxiii]. Упоминался также и другой римский юрист Улпиан (прибл. 178- 223), чье определение брака вошло в Кормчую книгу.
Д-р Петр Петков, преподаватель церковного права в Лувенском университете, отметил, что современное понятие икономии установилось, по его мнению, во Вселенском Патриархате в XV веке[xxiv].
Прозвучавший после перерыва доклад о. Хризостома Нассиса, преподавателя Фесалоникийского унивеситета, произвел сильное впечатление классификацией канонического материала, посвященного вопросу подчинения монастырей архиерейской власти[xxv].
15 сентября
Секция 6: Икономия в отдельных случаях
Последний день начался докладом[xxvi] проф. Фессалоникийского университета Дмитрия Николакакса, обратившегося к наследию Патриарха Феодора Вальсамона, считавшего, что у императора есть больше прав, чем у епископов в отношении икономии.
Последний доклад[xxvii] д-ра Михаила Констанинеску из университета Крайовы был посвящен новому явлению в Румынии, где Священным Синодом было запрещено преподавание богословия в университетах мирянам, кроме тех случаев, когда у них есть на это благословение церковной власти.
Всего было представлено 30 докладов, из них 3 доклада не были представлены авторами, которые не смогли приехать по состоянию здоровья. На пленарной сессии общества были обсуждены темы и место проведения будущей конференции. Конкретное решение станет известно в декабре. Пока считается возможным, что в 2017 году конференция состоится в Будапеште и будет посвящена одной из предложенных участниками тем церковного права, среди которых упоминались: канонизация святых, понятие обычая в праве (соотношение между канонами и церковными обычаями), вопросы брака или прав человека.
[i]Έναρξη εργασιών του KB’ Συνεδρίου για την Ακρίβεια και Οικονομία στη ζωή της Εκκλησίας
http://www.pemptousia.gr/video/enarxi-ergasion-tou-kb-sinedriou-gia-tin-akrivia-ke-ikonomia-sti-zoi-tis-ekklisias/
[ii] Oikonomia, Epieikeia und Aequitas Canonica: Eine terminologische Einfürhung.
[iii] Économie ecclésiale: Elucidations terminologiques et rétroactions herméneutiques aux multiples voies de l’Économie.
[iv] Canon and Oikonomia: A Typology of Normativity and Exceptions in Canon Law.
[v] Oikonomia According to St. Nikodemos the Hagiorite.
[vi] Kirchliche Oikonoma und Kanonische Billigkeit.
[vii] “Oikonomia” According to the Teaching of the Holy Fathers of the Eastern Church.
[viii] The Implications of the Dispensation in the Orthodox Church: Some Canonical Observations.
[ix] The Question of ‘Oikonomia’ from a Catholic Point of View: Reasons and Dilemmas of its Absence from the CCEO.
[x] Economy and Dispensation in the Law of the Church of England.
[xi] L’instrument de la dispense dans les deux Codes.
[xii] L’application de l’Économie ecclésiastique (oikonomia) à la voi pénale selon les saints Canons de l’Eglise anicenne et dans la loi en vigueur des Eglises catholiques orientales.
[xiii]The Salus Animarum in Latin Church Canon Law.
[xiv] Salvation of Souls According to the Code of Canons of the Eastern Churches.
[xv] The Application of Oikonomia: the Experience of the Orthodox Church in North America.
[xvi] Die Anwendung von Oikonomia in Zusammenhang mit dem Sakrament der Taufe.
[xvii] Oikonomia for Failed Marriages? A Catholic Perspective Based on Pastoral Senistivity.
[xviii] The Application of Oikonomia in the Sacrament of Ordination.
[xix] An den Grenzen der Kirche – Ökumenisches Handeln aus Gegenüber von Oikonomia und Akriebia.
[xx] Oikonomia im interkofessionellen Dialog.
[xxi] The Concept of Oikonomia in the Inter-Orthodox relations.
[xxii] The Principles of Oikonomia and Akrebeia in the Canons of St. Basil the Great.
[xxiii] “Isutitia” (Righteousness) and “Aequitas” (Equity): the Contribution of Lactantius (+325) in the specifying of the content of the two constituent elements of the “Jus”.
[xxiv] Oikonomia and Justice: Contemporary Canonical Appropriation and the Legacy of Theodore Balsamon.
[xxv] Sacramental Oikonomia and the Territorial Principle: New Dimensions of an Old Canonical Issue.
[xxvi] The Involvement of Clergy in Secular Affairs by Oikonomia according to Theodore Balsamon.
[xxvii] Oikonomia and Legality: the Legal Limits of Ecclesiastical Competence in the Context of Orthodox Theological Instruction in Romania.