Слово и поучения в недели 18–20 по Пятидесятнице
Публикуемые проповеди на евангельские чтения 18–20 недель по Пятидесятнице были сказаны протоиереем Н.К. Чуковым – будущим митрополитом Григорием – в Университетской церкви города Петрограда в 1919–1920 годах.
Статья

Поучение
в неделю 18-ю по Пятидесятнице, сказанное в Университетской церкви
в Петрограде 12 октября (29 сентября) 1919 г.

Евангельское чтение о чудесном лове рыб и призвании апостолов. Так призвал Господь галилейских рыбаков к апостольскому служению, чудом с ловлей рыб, давшим им уверенность в действенности их будущей проповеди.

И они уверовали и пошли за Ним. Какой урок извлечем мы для себя из этого евангельского чтения?

Греховная ночь так объемлет кругом человечество, оно так погружено в глубины зла, так мало правды на земле среди людей и так много злобы и ненависти, что уныние, даже отчаяние охватывает многих, теряется вера в правду, в ее возможность на земле; не редкость услышать даже, что христианство вообще не осуществимо...

И вот если обратимся к сегодняшнему евангельскому чтению, если вспомним, как апостолы, протрудившись всю ночь, ничего не поймали, и как затем, по Слову Христа закинув сети снова, вытащили великое множество рыб, мы увидим, что это уныние, это отчаяние и безнадежность среди окружающего нас зла и неправды, – напрасны. Как там чудесный лов рыбы был изобилен сверх ожидания, так здесь осуществление Евангелия Христова, победа правды и добра над неправдою и злом – вполне достижимы. Но при известных условиях...

Там – “обнищь всего” трудились напрасно; здесь – во свете, по Слову Богочеловека, с верой ловили успешно.

Таким образом, свет, вера, благодатная помощь – вот условия всякого доброго дела, условия осуществления и Божией правды на земле.

Больше духовного света в жизни, больше просвещенности души светом Христовым, больше веры в Господа, ближе к Его благодатной помощи – и будет торжество правды на земле, будет победа дела Христова, будет преобладание добра в жизни.

Как бы поэтому не были тяжелы условия жизни, как бы не безнадежно было окружающее нас, но будем твердо верить, что  Господь явит себя, что правда Его – правда во веки, что она воссияет над злом, и Царство Божие придет в силе Своей...

Лишь бы горело сердце наше жаждой этого Царствия, лишь бы сами мы всей душой стремились к водворению в себе и в окружающем нас мире правды, мира и любви, лишь бы и сами неленостно и верно служили этой правде, и не “скупо, а щедро”  (см. сегодняшнее  Апостольское  чтение – 2 Кор.9,6) насаждали ее каждым шагом своей жизни в мире. И “Господь обогатит нас всякою благодатью” и даст силы, даст благой помощи к созиданию Его Царствия... Аминь.

 

Поучение
в неделю 19-ю по Пятидесятнице, сказанное в Университетской церкви
в Петрограде 19 (6 октября) 1919 г.

Евангельское чтение наставляет об отношении к ближним.

Много труда положено людьми, много наговорено и много передумано, много споров было и даже борьбы и ожесточенности – и все с целью разрешить вопрос об отношении людей друг к другу. Что иное представляет нынешняя междоусобная братоубийственная война, как не результат различных воззрений на отношения людей друг к другу: бедных к богатым, трудящихся к хозяевам и т.п.

А между тем Иисус Христос определил правильные отношения между людьми очень просто, кратко и ясно: «Как хотите, чтоб с вами поступали, так и вы поступайте с ними». Это и вполне естественно с настоящей христианской точки зрения, ибо люди – плоды одного дерева, выросшие из одного корня, насажденного Богом. Естественно, что каждая ветка должна желать другой полного блага для общего благополучия дерева.

Господь  говорит, что как тело имеет много членов, но оно одно, так и мы, верующие в Него. И как там не может быть вражды между членами по взаимной связи и поддержке, так и у нас. Вот истинное Христианство!

А мы иногда любим только любящих нас и думаем, что это христианская добродетель. А нам Господь заповедует любить врагов своих.

Почему? Да потому, что он брат, сочлен одного организма. Ты – ухо, а он, может быть, – глаз. Да и враг ли, надо разобрать. Ведь бывает, что кажущиеся враги – на самом деле истинные благодетели. Может быть, кажущиеся враги есть суды Божии для нашего вразумления. А мы к нему – с гневом и местью.

Будем же милосердны, как Отец наш милосерд – и к добрым, и к злым.

А чтобы сердце наше научилось любить даже и врагов  наших,  надо, чтобы оно прониклось мыслью о Боге любви, которая реально выразилась в помощи во Христе. Он не только учил любви, но и осуществил ее. Он возлюбил всех, возлюбив такими, какие есть, со всеми пороками. И возлюбил до смерти, до креста за них.

Попытайтесь измерить всю высоту этой любви и тогда, может быть, найдете в себе вдохновение. Любовь заходит и в ваше сердце. Если же вы будете думать о любви Христовой, тогда скорее почувствуете в себе источник живой воды, который оросил уже много сердец, может быть, более сухих и безнадежных, чем наши. Все лучшее и величайшее на Земле – из этого источника.

Будем же христианами не по имени только, но и на самом деле. Постараемся быть прежде всего и больше всего милосердными, как Отец наш Небесный милосерд есть. Аминь.

 

СЛОВО
в 20-ю неделю по Пятидесятнице, сказанное в Университетской церкви
в Петрограде 17 (4 октября) 1920 г.                           

Неверие распространилось. Пропаганда еще идет. Оно было и раньше. Отрицали Божество Христа, считали Его хотя и великим, но обыкновенным человеком. Все чудесное, таинственное отрицалось и объяснялось естественным порядком вещей. Так и доселе.

А вот послушайте, что говорит апостол Павел в апостольском чтении сегодняшнего дня. В его время тоже к его благовестию относились отрицательно, считали, что он научился ему от апостолов, а не непосредственно от Христа, и потому его проповеди не так авторитетны. Он на это говорит, что его Евангелие – тоже не человеческое, а божественное, что он научился ему не от людей, а от Самого Бога Христа – по откровению. И в доказательство приводит такие данные, которые его слушатели могли во всякое время проверить: об его прежнем образе жизни в иудействе, когда он  жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий. «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей, и призвавший благодатию своей, благоволил открыть во мне Сына своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск, а спустя три года ходил в Иерусалим видеться с Петром и Иаковом и пробыл у него дней 15, после чего отошел в  страны Сириии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, и прославляли за меня Бога» (Гал.1.11 - 24).

Вот как своей жизнью доказывает апостол Павел, что все, чему он учит, – не от людей, а непосредственно от Христа Бога, чудесно открывавшееся, внутренне, через те видения и откровения, о которых он говорил и в прошлый раз. И никто не мог ничего возразить ему. Так это было очевидно для всех, знавших обстоятельства его жизни. И это было убедительно. Это последнее обстоятельство должно и нас укреплять в нашей вере в божественность Евангелия, возвещенного нам апостолами. Что бы ни говорили, Евангелие – божественно, Христос – Бог, открывавший даже непосредственно, внутренне ученикам свое откровение. Пусть сомнение и отрицание бушуют кругом, для нас это очевидно, как для Фомы, который воскликнул «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20,28), ибо мы знаем, что «блаженны не видевшие, и уверовавшие» (Ин.20, 29).

   

ПОУЧЕНИЕ
в неделю 20-ю по пятидесятнице, сказанное в Университетской церкви в
Петрограде 26 (13 октября) 1919 г.

Евангельское чтение 20 недели о воскрешении сына Наинской вдовы.

Умер сын – поддержка матери; осталась беспомощной, среди чужих, беззащитной. Удручена. Но милосердие Божие утешило: «не плачь». Не раньше, не во время болезни, но когда до конца дошло страдание, когда горе достигло высшего напряжения, когда осязательно почувствовалась утрата, появилась помощь Господа.

Перенесемся мысленно к нашей общей матери – Родине. И ее горе теперь тяжкое, ее надежда, ее сила, ее дети как бы умерли... Страшная зараза антинациональной пропаганды и классовой вражды разрушила внутренний порядок, государство, армию и флот, внесла раздор в общество – разделила его на классы, партии, группы; возбудила чуть не смертельную ненависть и злобу одних к другим; всякое благородное мужество подавляется страхом смерти; все, кто только сторонится насилия и несправедливости, взяты под подозрение; многих уже нет; идет междоусобная братоубийственная война; страна истекает кровью... Наряду с этим гибнет религиозный дух, отличавший прежде сынов Святой Руси, расшатывается вера;  путем антирелигиозной пропаганды, притеснениями, издевательствами и насилием отторгаются от Церкви ее чада.

Да, умирает опора России, ее надежда – дух святой веры и патриотическая мощь сынов ее. И вот стоит она теперь, наша бедная Родина, беспомощная, страдающая, удрученная. И кто спасет ее? Услышит ли она этот радостный голос – «не плачь»? Увидит ли она воскресшую прежнюю духовную мощь – веру, мужество, общую сплоченность сынов своих? Возродится ли ее надежда, ее сила, ее жизнь, ее дети? Проснется ли в них дух патриотизма, чувство любви к ней? Прекратится ли, наконец, эта междоусобица, это ужасное самоуничтожение. Вот вопросы, которые томительно стоят теперь перед сознанием...

О, если бы совершилось это чудо милости Божией! Если бы, как тогда, Господь восставил уже на пути к могиле прежний благочестивый дух и нравственную мощь сынов России и ободрил ее словами: «не плачь», восстанет сын твой, восстанет твоя надежда, твоя опора, твоя радость и сила!..

Будем верить, братья, что Господь попустил это тяжелое испытание на нашу Родину не без цели, – чтобы в крайнем бедствии она сознала все горе произвола и безначалия, все зло себялюбия и разнузданности и, сознавши, нашла тот путь права и правды, который один лишь может уберечь страну и народ от потрясений и гибели.

Дай же Бог разума и света сознания нашему народу поскорее найти и стать на этот путь правды и права, путь чистоты душевной и искренней деятельной любви, чтобы воцарились у нас не только свобода без произвола и равенство без превозношения, но и, прежде всего и главным образом, искреннее, нелицемерное братство без раздоров и насилия, без притеснений и вражды. Аминь.  


Источник: Архив Историко-богословское наследие митр. Григория (Чукова) © Александрова Л.К.СПб.2014.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9