Церковная собственность, социальное государство и всемирный финансово-экономический кризис
Какая должна быть позиция государства по отношению к собственности и деятельности Церкви и какое реальное их взаимодействие в данных сферах в нынешнее непростое время — об этом рассказывает в своей статье преподаватель Оксфордского университета Дмитрий Цомокос.
Статья
Всемирный финансово-экономический кризис охватывает одну страну за другой, один континент за другим. Первые болезненные последствия, такие как увеличение безработицы и количества занятых мест, неполный рабочий день, задержка развития и рост банкротств частных лиц и предприятий, уже стали реальностью. Правительства и центральные банки пытаются координировать усилия по дальнейшему сдерживанию кризиса, а также ограничивать его отрицательное влияние на экономику. Общественность возлагает свои надежды на эффективность рычагов воздействия, применяемых социальным государством для смягчения неприятных социально-экономических последствий. Эти надежды и подтолкнули меня к тому, чтобы исследовать и проанализировать отношения между церковной собственностью и социальным государством, а также возможную роль, которую они могут играть.
На основе научно-экономического анализа я представлю аргументы в пользу социальной роли, которую может и обязана играть церковная собственность. Особенно, в связи с нынешними обстоятельствами, когда неслыханным ранее образом в связи с делом Ватопедского монастыря и игумена Ефрема повергается жесткой критике не только Святая Гора Афон, но и вся Элладская Церковь и ее роль в греческом обществе. Уже видны первые побочные эффекты международного кризиса.
Активное уничтожение нашего всемирного религиозного и культурного наследия, а также генотипа греческой нации уничижает эллинизм и искажает смысл существования греческих маяков Православия в Константинополе, Иерусалиме, Александрии и других местах. Мне хотелось бы избежать упоминаний конкретных лиц и вынесения им оценок. Что же касается старца Ефрема и отца Арсения, я неспособен и некомпетентен их судить. Но однодневной поездки на Афон с посещением Ватопедского монастыря вполне достаточно, чтобы убедиться, какую гигантскую благотворительную, социальную, духовную и восстановительную деятельность развила обитель в последние годы.
Церковь, как и монастыри, является юридическим лицом публичного права и с экономической точки зрения к ним нужно подходить как к общественным благам, принадлежащим всему греческому народу. Таким образом, их цель — эффективное ведение духовной и социальной деятельности. Τοт аргумент, что церковную собственность нужно разделить между гражданами Греции, лишен самой элементарной экономической основы. Общественными благами не могут пользоваться частные лица таким образом, чтобы обеспечить их сохранность и оказание ими услуг обществу. Давайте задумаемся, а что осталось бы от нашего культурного наследия, если бы после обретения независимости Акрополь и Олимпия были отданы гражданам нашей страны. В том же направлении можно рассуждать и в отношении греческих лесов и окружающей среды вообще. Кроме того, во множестве случаев в исторические моменты, когда возникала государственная необходимость, например Балканские войны, Малоазийская катастрофа, Вторая мировая война, монастырская и церковная собственность раздавалась народу.
Те, кто пользуются любыми публичными благами, обязаны сохранять и защищать эти объекты собственности. Так, президенты организации «Улыбка ребенка» или общества «Красного Креста» отвечают за сохранность объектов собственности и наследственных дарений благотворительных организаций, которыми они управляют. Естественно, незаконные деяния наказуемы греческим законодательством.
Но самый важный, а возможно, и наиболее рациональный аргумент против существования церковной собственности — это тот, что ей злоупотребляют в духовной деятельности Церкви. Но в этом именно пункте и проявляется существенное взаимодействие духовной структуры Церкви с ее благотворительной деятельностью. Параллельно социальная деятельность Церкви дополняет деятельность социального государства и ориентирована на тех, кто не охвачен государственной поддержкой. Например, выделяется мало государственных стипендий; наши граждане, пребывающие в тюрьме за долги, не освобождаются; бедным не предоставляется кров и не все неимущие в нашей стране обеспечены питанием. Именно в этих областях разветвленная сеть монастырей и местных церквей может вести эффективную деятельность, служащую дополнением к деятельности государства.
И последний положительный, но одновременно и крайне двусмысленный аспект духовной деятельности Церкви — сохранение культурного генотипа и ценностной системы нашего народа. И он осуществляется не только в литургической жизни, но и благодаря конференциям, семинарам, докладам и изданиям печатной продукции. Для нынешнего социального быта характерна путаница, а жадность разрушает мировую экономику. Отрицание права за каким-либо благотворительным институтом высказываться с духовных позиций равнозначно отсутствию толерантности и, по сути, лишает даже самого права веротерпимости.
Систематическое разрушение идеалов, составляющих непреходящую структуру греческого общества, содействует, по сути, лишению Церкви права вести духовную и социальную деятельность. Отрицание ее освободительной роли и социального вклада совершается путем постоянного искажения информации и формирования общественного мнения антидемократическими методами, но в особенности, постоянной тактикой, применявшейся захватчиками и гонителями, которые ставили целью прервать всемирное служение эллинизма — искусственным перенесением возможной ответственности политической и государственной власти.
Возможный подрыв и предательство роли церковного и социального вклада или христианского характера греческого народа не является исключительным правом слабых меньшинств, которые напоминают тем самым различные тоталитарные тактики. Это право принадлежит только суверенному народу, который принимает решения свободно посредством демократических процедур.
Источник: Резалто, вып. 35, январь 2009
Опубликовано Vatopaidi Friend 21 января 2009
Опубликовано Vatopaidi Friend 21 января 2009
Комментарии ():
Написать комментарий: