Взаимоотношение между религией и наукой в течение длительного времени было одной из центральных тем в истории науки и истории идей. В настоящее время эти вопросы как никогда являются актуальными. Во второй половине XIX и в XX столетии историки и философы науки, главным образом, обращали внимание на эволюционную теорию и ее следствия для религиозной веры. Космологии, имеющей непосредственное отношение к богословию, на протяжение столетия уделялось гораздо меньшее внимание. Так в известной работе Джона Хедли Брука «Наука и религия в исторической перспективе» современная космология практически полностью игнорируется. К сожалению, историки физики и астрономии также обращали мало внимание на взаимодействие космологической и религиозной мысли в современный период. Поэтому целью автора при написании этой книги было представить как можно более полно весь спектр вопросов, связанных с взаимодействием современной космологии и религиозной мысли. Будучи специалистом в области истории современной физической науки, автор в своей предшествующей работе «Космология и споры» (1996) детально изложила вопросы возникновения космологии Большого взрыва и ее столкновения с соперничавшей моделью устойчивого состояния. Настоящая работа посвящена более глубокому хронологическому рассмотрению истории космологии, главным образом в период с 1850 по 1960 гг.
Автор начинает с краткой вводной главы, в которой рассматривает некоторые космологические представления античности и эпохи средневековья, заканчивая обзором космологических идей Уильяма Гершеля в 1780-е гг. Эта глава вводит читателя в проблематику отношений космологии и религии.
Вторая глава рассматривает космологические представления XIX столетия, в частности открытие закона увеличения энтропии и его предполагаемых следствий для космологии и религии. Эта тема, касающаяся начала и конца вселенной, проходит красной нитью через всю книгу. Третья глава посвящена обсуждению религиозных взглядов некоторых известных ученых-космологов XX столетия, таких как А.Эйнштейн, А.Эддингтон и Дж. Джинс. Кроме того, автор рассматривает взгляды Роберта Милликена и других ученых, которые были не согласны с космологией Большого взрыва и предпочитали, по религиозным соображениям, различные виды циклической космологии. Автор также уделяет особое внимание аббату Жоржу Леметру, к сожалению, мало известному бельгийскому священнику, который был одним из наиболее выдающихся космологов XX столетия. Вследствие того, что Леметр был католическим священником часто утверждалось, что его вера в Божественного Творца служила мотивом для введения им концепции Большого взрыва в 1931 г. Различные аспекты научной, философской и богословской деятельности Леметра рассматриваются в 4 главе.
Следующая глава посвящена, главным образом, космофизической традиции межвоенного периода, традиции, характеризовавшейся сильным интересом к рационалистическому и нумерологическому подходам к физике и астрономии. Эти подходы в некоторых случаях были связаны с религиозными убеждениями, хотя эта связь никогда не была сильной. Ключевыми фигурами, которые рассматриваются в этой главе, являются Артур Эддингтон и Поль Дирак. Кроме того, автор затрагивает взгляды Паскаля Джордана и Артура Гааса, чей вклад в космологию менее известен, хотя и заслуживает внимания. Особое внимание автор уделяет взглядам космолога и физика Эдварда Милна, поскольку они были тесно связаны с его верой в Бога. Его труды и мысль, выраженные в работе «Современная космология и христианская идея Бога» (1952) рассматриваются в 6 главе. В этой главе также рассматриваются различные аспекты полемики 1950-х гг. между космологией Большого взрыва и теорией устойчивого состояния вселенной. Повествование заканчивается серединой 1960-х гг., когда возникла стандартная теория горячего Большого взрыва, но в заключительной главе автор вкратце касается дальнейшего развития теории.
Книга не является систематическим рассмотрением вопросов взаимоотношения космологии и богословия, но лишь вкладом в историю научных идей и отражает личное мнение автора о том, каким образом должны соотноситься эти две области. В книге автор подчеркивает, что использует слова Вселенная, космос и мир как синонимы, а также обращает особое внимание на то, что, следуя традиции истории науки, под словом религия подразумевает христианскую веру. По мнению автора такое словоупотребление является следствием того факта, что современная научная космология получила свое развитие в рамках исключительно христианской цивилизации.
Книга будет полезна всем, кто интересуется вопросами взаимоотношения современного научного знания и христианства.
Оглавление
Предисловие
1 Введение: космо-теология до Эйнштейна 1
2 Термодинамика Вселенной 17
3 Расширяющиеся горизонты 71
4 Первоатом Вселенной 123
5 Космофизика 161
6 Космология между теизмом и атеизмом 199
7 Эпилог: от стандартной модели к квантовой космологии 247
Библиография 262
Индекс 290