Хронологическая концепция Жития Стефана Пермского, написанного Епифанием Премудрым
Автор задался целью раскрыть сущность исторических представлений Епифания Премудрого на материале написанного им Жития Стефана Пермского. Агиограф последователь­но вводит жизнь, деятельность и учение своего персонажа в контекст христианской православной космологии и мировой истории. При анализе источника перед нами раскрывается картина мира одного из ярких представителей древнерусского монашества.
Статья

Житие Стефана Пермского, созданное иноком Троицкой обители Епифанием Премудрым[1] — одно из самых известных произ­ведений древнерусской словесности, на протяжении многих десятилетий вызывающее интерес у самых разных ученых.

В то же время отношение к этому тексту в научной среде далеко не однозначно: если филологи в целом высоко оценивают творчество Епифания, то церков­ные историки изначально увидели в его произведениях ряд недостат­ков, что привело к переделкам и дополнениям житийных текстов. Светские историки, начиная с XIX столетия, стали предъявлять суще­ственные претензии фактографической составляющей епифаниевских житий. Претензии основаны на позитивистском понимании объективной исто­рической истины, причем традиция такого понимания дошла до наших дней[2].

При этом, как кажется, никто не задавался вопросом о сущности исторических представлений самого автора. Агиограф последователь­но вводит жизнь, деятельность и учение своего персонажа в контекст христианской православной космологии и мировой истории. Реализа­ция данного плана привела к соединению и переплетению нескольких излагаемых в Житии повествований, каждое из которых вступает в специфи­ческие отношения с основным биографическим стержнем, выявляя исторические и сакральные смыслы составляющих его эпизодов. Можно насчитать не менее восьми основных историй, которые агиограф вплел в свой рассказ. Стержневой историей является, несомненно, само жизнеописание Стефана Пермского, логично перерастающее в историю его идей и деяний как философа и святителя. В результате рождается Пермская церковь, обретающая свою предысторию в деяни­ях апостолов и в развитии письменности. История Перми (страны и на­рода) получает свой центр в виде миссии Стефана и делится ею на две части, причем первая из них имеет исток в библейской истории родов, языков и земель. Все эти части общечеловеческого пути имеют в Жи­тии разное значение, которое меняется в зависимости от степени ак­туализации каждой из частей относительно эпизодов центральной био­графии и друг друга.

История языков, земель и стран в Житии начинается с послепотопного времени и продолжается до смерти Стефана. Епифаний создал самую разработанную историю народов в культуре средневековой Руси. Так же, как описание племен в Повести временных лет обозначало конституирование объединившей их древней Руси, епифаниевское сочинение отметило начало становления полиэтнической России. Фактически именно Стефан и Епифаний разработали первую этнологическую концепцию страны[3].

История родов, возникших как потомство сыновей Ноя, Епифания (в отличие от авторов Повести временных лет или «Задонщины») ин­тересует мало. Главным событием библейской мировой истории, с которого началось подлинное развитие языков (народов), он считает не Потоп, а Вавилонское столпотворение, рассматривающееся как вто­рое (коллективное) грехопадение. По мнению Епифания, со времен столпотворения количество народов осталось неизменным, но пути их существенно разошлись. Языки расселились по сторонам света и обрели каждый свою землю, а по ней и свое имя. Некоторые народы создали письменность или приобрели другие знания и умения, привнося свой вклад в общечеловеческую культуру.

Главным рубежом, обозначившим качественное различие языков и зе­мель в историческом движении, стала миссия Христа, открывшая воз­можность выбора дальнейшей судьбы. Принявшие христианство народы выдвинулись на первые роли, а отвергнувшие его языки лишились боже­ственной поддержки, хотя эта ситуация не является однозначной и неиз­менной. Отринувшие Христа евреи в результате лишились своей богоиз­бранности. Отныне это качество может обрести любой народ, или сразу несколько языков и земель, обретающих в этом случае духовное единст­во. Множественность народов в христианской культуре была персонифи­цирована множеством апостолов, заговорившим на разных языках в ре­зультате сошествия на них Святого Духа. Это событие может считаться антитезой Вавилонского столпотворения.

Множественность этносов закреплялась в христианстве не только на семиотическом, но и на пространственном уровне, поскольку каждая зем­ля получала своего, посетившего ее апостола. Связь земли-страны с жи­вым носителем божественного Слова была особо важна в плане организа­ции мифологического сознания. Для христианских земель апостолы заме­няют языческих богов и героев, выступая не только распространителями новой веры, но и создателями стран, предопределителями их будущего. Все последующие крестители стран и народов получают титул равноапо­стольных, что дает им право претендовать на акт творения.

Епифаний перевернул описанную выше ситуацию, обозначая пере­ход от мифологического мышления к историческому[4]. Объявляя и до­казывая, что все апостолы обошли стороной Пермскую землю, он вы­деляет ее как особое пространство, призванное сыграть свою специфи­ческую роль в божественной драме. Епифаний не отрицает наличие у пермян дохристианской истории, но в плане развития их мировоззре­ния и в высшем провиденциальном смысле эта история заканчивается Вавилонским столпотворением. Пермь в Житии предстает землей, не только обойденной стороной апостолами, но и сохра­нившей изначальное ветхозаветное качество, не изменившейся с мо­мента своего возникновения. Просветительские деяния в Житии ло­гично прирастают историей апостольского служения. Выделенные в ее рамках примеры апостола Павла и Константина (Кирилла) Философа отмечают связь Стефана с первоначальным и славянским периодами распространения христианства.

Сакральная историчность концепции Епифания подтверждается да­тировками основных событий жизни Стефана. Их в Житии около по­лутора десятков, но они неодинаковы по характеру, происхождению и организации. Неопределенные временные указания, вероятно, связаны с агиографическими или фольклорными стереотипами: «и еще дети­щем сый измалада», «и еще млад буда, в уности, отрок сы верстою», «въ един же от дний», «и паки иногда, по несколицех днех», «прииде некогда». Сакрализованные датировки отсылают к церковным празд­никам. Наиболее разработанная из них, обозначая основание первого храма в Усть-Выми Благовещением, содержит символическую харак­теристику месяца марта, как времени начала. К этому же ряду отно­сится датирование создания стефановского алфавита по году конца света: «точию за 120 лет до скончаниа веку». Персонологические, от­носительно точные, датировки связывают событие с каким-либо исто­рическим лицом, современником Стефана, не всегда, впрочем, с ним взаимодействовавшим. Значительное число упомянутых в Житии пер­сон создает исторический контекст, в который вписывается жизнь пер­вого Пермского епископа.

Точных датировок в Житии немного. Две из них сделаны по исто­рическим событиям: «таче по сем, по преставленьи митрополита Алексиа», «по Тахтамышеве рати на другую зиму». В двух основопола­гающих приведены точные даты: «от создания миру в лето 6883» и «на 4-й неделе по Велице дни, егда бывает праздникъ Преполовлениа Пас­хи и Межюпендикостиа, вечеръ въ среду среди Пятидесятници, месяца апреля в шестый между десятма день, на память святого отца Василиа, епископа Амасийского, индикта 4, а от сотворенья миру, еже есть от Адама, в лето 6904». Хронологическая точность, несомненно, возраста­ет к концу Жития, завершающая дата жизни Стефана оказывается са­мой точной и, тем самым, становится отправной. Все точные датиров­ки не являются для Епифания самодостаточными, они синтезируются с сакральными и персональными сведениями. Агиограф постоянно представляет читателю космический и исторический масштаб лично­сти и деяний Стефана, наиболее подробно продемонстрировав его в последней датировке, занявшей почти целую страницу.

В контексте мировой истории миссия Стефана предстает необхо­димой частью Промысла, развернутого в пространстве и времени от Вавилона до Перми, христианизация которой символизи­рует новое единство народов в преддверии конца мира. Персонифици­руя Пермь в плане мировой истории, Стефан преображает не только ее, но и Русь, и весь христианский мир, изменяющийся в личностном свете его деяний не столько количественно, сколько качественно. Вы­ход в библейскую и мировую историю придает каждому конкретному событию трансцендентальный смысл, возвышая его до уровня космо­логического элемента.
  


[1] Преподобного священноинока отца нашего Епифания слово о житии и уче­нии отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях». Статья, текст, перевод с древнерусского, комментарии. СПб.: «Глагол», 1995. С. 50-263. (Далее - Житие).

[2] Шестаков П. Св. Стефан, первосвятитель Пермский. Казань, 1868. С. 2. Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 93-95.

3 Котылев А.Ю. Язык и земля. Этнологическая концепция Стефана Перм­ского и Епифания Премудрого // Семиозис и культура. Вып 3 - Сыктыв­кар, 2007. - С. 313-320.

[4] Котылев А.Ю. Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, быв­шего в Перми епископом, как историческое произведение // Историческое произведение как феномен культуры. Сыктывкар, 2007. С 91-115

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9