«Сегодня отношение к книге подобно отношению к "cникерсу"» - интервью с директором издательства СПбГУ
В беседе с корреспондентом портала «Богослов.Ru» иеромонахом Адрианом (Пашиным) директор издательства Санкт-Петербургского Государственного университета Роман Викторович Светлов рассказал об успехах и перспективах университетского издательства, а также о трудностях в издании интеллектуальной литературы.
Статья
Иеромонах Адриан (Пашин): Уважаемый Роман Викторович, когда издательство Санкт-Петербургского государственного университета начало обращаться к литературе, которая интересна для церковного человека? Много ли такой литературы издается Вашим издательством?
Р.В. Светлов: Руководителем издательства Санкт-Петербургского государственного университета я являюсь уже шесть лет, это большой срок. Такого рода литература стала более или менее систематически издаваться нашим издательством как раз с того момента, когда мне пришлось стать директором издательства. Правда, и до этого выходили издания житий на церковно-славянском языке, в первую очередь обращенные к сообществу ученых-филологов; это были небольшие, чисто научные издания по 200-300 экземпляров. Обращение к духовной литературе стало одним из моментов перестройки стратегии развития издательства, придания ей более разнонаправленного характера. Все-таки в Университете двадцать факультетов, и вузовские ученые работают в самых разных направлениях науки. Нам удалось добиться того, что мы по количеству изданий среди научных издательств вышли на второе место после издательства «Наука» (имеется в виду «Наука» московская, питерская и новосибирская, вместе взятые). Понятное дело, что тиражи многих наших изданий действительно часто бывают маленькие, но ведь каждую из книг нужно готовить по всем правилам научного издания! Одним из важных направлений стала литература интеллектуально-духовного плана, связанная как с историей Церкви, древней историей Израиля, так и с историей идей и доктрин церковных авторов. Подготовка и издание подобных книг встало на более-менее «постоянные рельсы», я думаю, два с небольшим года назад, когда сформировалась группа людей, в которую входят не только наши петербургские ученые из СПбГУ, РХГА, РГПУ, готовящие к изданию такого рода книги (в первую очередь укажу на Дмитрия Викторовича Шмонина, Игоря Романовича Тантлевского, Григория Исаковича Беневича, Дмитрия Сергеевича Бирюкова), но и наши коллеги из университетов Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода и др. Самый удачный, в том числе и с коммерческой точки зрения, оказался проект, связанный с Максимом Исповедником: мы издали книги о его полемике с оригенизмом и его письма. Готовятся еще два издания, связанные с именем Максима Исповедника. На самом деле, хорошие книги готовятся долго. Наше издательство не получает никаких бюджетных вливаний, мы работаем только на том, что мы заработали сами, имея небольшие преференции от Университета. Поэтому для нас тот факт, что хорошие книги готовятся долго, – это риск, на который нужно решиться. Тем не менее мы на это решились – и не жалеем. Готовится целый ряд интересных проектов – переводов преимущественно византийских богословов, церковных историков и т. д. Отмечу, что мы очень редко занимаемся репринтами, на что делают ставку многие издательства, как маленькие, так и крупные. В наш век информационных технологий переиздания – это всегда риск выпуска того, что уже «висит» в Интернете. Мы стараемся работать с современными авторами или заказывать переводы того, что не издавалось на русском языке вообще. Какой процент интеллектуально-духовная литература занимает в общей издательской деятельности? Может, и не такой большой – 3-4 процента, хотя и некоторые из остальных книг имеют какое-то отношение к истории христианства, к истории Церкви, к религиоведению.
и.А.: Есть ли работы по истории Церкви, в том числе последнего времени?
Р.В.С.: Есть любопытные исследования, выходившие небольшими тиражами и по истории Церкви, и по истории различных христианских и околохристианских движений в советской России. Сейчас у нас готовится большая книга, собственно она уже в типографии, посвященная митрополиту Никодиму (Ротову), его кругу и его эпохе, - «Церковь плененная». Подготовил ее отец Августин (Никитин) – известный наш петербургский автор и путешественник. В ближайшее время выходит монография Константина Евгеньевича Нетужилова о церковной печати.
и.А.: Есть ли у этих историков доступ в архивы, в частности в архивы ФСБ, где можно почерпнуть сведения об истории Церкви в советское время, о гонениях?
Р.В.С.: Честно говоря, подобные «детали» не становились предметом нашего обсуждения, но я думаю, что некоторыми из некогда «закрытых» материалов они пользуются, что придает дополнительную ценность подобным работам. Впрочем, сам я профессионально не занимаюсь историей Русской Церкви ХХ столетия...
и.А.: А какова сфера Ваших профессиональных интересов?
Р.В.С.: Если совсем коротко говорить, то это поздняя античность и ранняя христианская эпоха. В основном я занимаюсь языческими авторами, но, понятно, что их изучение без Климента Александрийского, Оригена, Афанасия Великого – это однобокий подход. В настоящее время я определенное внимание уделяю изучению наследия В.В. Болотова – выдающегося петербургского историка и богослова, одного из основателей критического метода в отечественной науке. К сожалению, в последние годы организационная, творчески-административная деятельность в издательстве не позволяют уделять достаточное время научным исследованиям. К счастью, появилось достаточно много молодых ученых, которые пишут очень интересные работы. В той или иной степени мы с ними связаны общими интересами и деятельностью, например в рамках Петербургского философского Платоновского общества. Сейчас это уже самостоятельные ученые, например, Дмитрий Бирюков – специалист по неоарианству и борьбе с этим движением. Он блестяще защитил диссертацию по этому вопросу. Это и Виктор Селиверстов, который в ближайшее время будет защищать кандидатскую диссертацию по проблемам онтологии и по представлениям о творении Августина Блаженного. Там в научный оборот вводятся новейшие материалы. Это и Владимир Жданов, который сейчас живет и работает в Германии и занимается анализом современных новых религиозных движений в соотнесении с опытом раннего христианства и религиозной полемике того времени. Наконец, это Алексей Рахманин, который, несмотря на молодость, уже сейчас является теоретиком-религиоведом, признанным международным сообществом.
и.А.: Книги Вашего издательства мы видим и в московских магазинах. По сравнению с советским периодом есть ли сейчас трудности по распространению Вашей литературы в самом Петербурге и других городах?
Р.В.С.: По сравнению с советскими годами сейчас совсем особая история, я готов лекции читать на темы, связанные с состоянием книжного рынка. Книжный рынок у нас стагнирует, несмотря на всевозможные громкие заявления о годе чтения и т. д. В реальности, сколько времени в день в среднем человек читает книгу? Ну, если пять минут в среднем, то это очень хорошо. Причем, Вы понимаете, какую он читает книгу. И связано это не только с появлением разного рода информационных технологий, потому что если человек не читает, то он и наладонник читать не будет. Я думаю, что в скором времени, когда появится хорошая электронная бумага, количество бумажных книг тоже уменьшится, хотя в ближайшие поколении классическая книга не уйдет совсем, не станет каким-то эксклюзивным типом издания, как рукопись в те времена, когда все перешли на печатную книгу. То есть, издателям еще будет что издавать. Но проблема в том, что вкус читателя испорчен и портится чем дальше, тем больше. К сожалению, прилагает к этому руку и книжная торговля. Обратите внимания, насколько однообразен выбор книг в сетевых магазинах. Вроде бы их много, но все они напоминают клоны друг друга. Различия касаются деталей: где-то чуть больше книг «АСТ», где-то – «Эксмо». Интеллектуальная литература на полках этих сетевых гигантов практически не появляется. Даже с логистической точки зрения они не знают, как с ней работать, хотя экономика малотиражных книг позволяет это делать. Руководители целого ряда этих больших сетевых магазинов честно признаются, что у них не хватает людей с компетенциями, которые могли бы работать с такой литературой. В итоге распространение интеллектуальной книги превратилось в некое клубное дело. В Петербурге функции подобного «клуба» исполняют Дом Книги, университетские магазины, магазин «Александрийская библиотека», некоторые другие. В Москве есть Торговый Дом «Москва», «Библиоглобус», галерея «Нина» и так далее.
и.А.: Да, ассортимент в больших магазинах оставляет желать лучшего. Половина площадей в них занимает эта современная литература, которую даже и художественной-то нельзя назвать.
Р.В.С.: К литературе вырабатывается отношение как к одноразовому продукту типа «cникерса», который съел, а обертку от него выкинул. И к учебникам то же самое отношение. Вы посмотрите, как издают учебники. Обложка обязательно аляповато-яркая, а внутри газетная бумага, и книга к середине первого чтения уже разваливается. Понятно, что для издательства выгодно, что человек пойдет и еще раз купит учебник, не передаст его своему брату, другу, товарищу, поэтому тиражи можно еще допечатывать и допечатывать, а с другой стороны, отношение к книге подобно отношению к «cникерсу». «Cникерс» еще, может быть, более ценная вещь для человека, чем книга. Еще один момент, на который хочу обратить Ваше внимание. По результатам последней Московской книжной ярмарки я заметил, и здесь я полностью согласен с нашим известным писателем и журналистом Дмитрием Быковым, что в тот момент, когда издательства перешли от рекламы собственного бренда на рекламу автора, среди авторов победили так называемые front-men, узнаваемые лица. Ну, как в рок-группе, это тот, кто должен быть на первом месте. Это журналисты, телеведущие и так далее и тому подобное. Их книги очень много издаются, потому что авторы всем известны. А то, что не известно, воспринимается массами как нечто враждебное. Настроение читателей и в этом изменилось в худшую сторону, и издатели тоже к этому приложили руку.
и.А.: Немного отойдем от издательской деятельности. В Университете поднимаются ли темы церковной истории на историческом факультете или богословские темы и соотнесения того же неоплатонизма с христианством на философском факультете?
Р.В.С.: Я начну с исторического факультета, хотя мне философский, естественно, лучше известен. На историческом факультете достаточно квалифицированными людьми читаются курсы по истории античного и средневекового христианства, отдельно от обычных курсов - по истории Античности и Средневековья. Более того, группа авторов во главе с Эдуардом Давыдовичем Фроловым, заведующим кафедрой истории античной Греции и Рима сейчас готовит учебное пособие, курс лекций по истории античного и ранне-средневекового христианства. То же самое касается, безусловно, и истории России. На философском факультете христианство затрагивается в преподавании по двум кафедрам – кафедре истории философии, где я преподаю античную философию, и отделении религиоведения. Там имеется Исследовательский центр по истории христианства. Отмечу активную деятельность Центра библеистики и иудаики. На филологическом факультете также имеется кафедра библеистики.
и.А.: Специализация «теология» не преподается в Университете?
Р.В.С.: Нет, и, как я понимаю, не планируется.
и.А.: А когда появилась специализация «религиоведение»?
Р.В.С.: Давно, в 1992 г. Через несколько лет обучение по этой специальности открылось и на нашем философском факультете.
и.А.: Вы также являетесь преподавателем Русской христианской гуманитарной академии. Расскажите, пожалуйста, об этом вузе.
Р.В.С.: Я сотрудничаю с РХГА давно, читаю там курсы по истории религий, по античной культуре. Чтение этих курсов мне доставляет эстетическое наслаждение. Там, при сохранении государственного стандарта, немного другой подход, чем в Университете. Идея РХГА заключается в том, что это светский вуз, но такой светский вуз, который отдает себе отчет, что понять современную европейскую и русскую культуру невозможно без тех христианских ценностей, на которых она строилась. Даже если это современная постхристианская культура, все равно она базируется на основаниях, выработанных за долгие века бытования христианской культуры. Особенно это касается русской культуры. В РХГА дается очень много общегуманитарного образования для обучающихся на самых разных специальностях, и на выходе получаются любопытные результаты. Мне нравится камерная атмосфера, которая там царит. Там существует особая программа, к которой я тоже имел отношение, – это довольно известный цикл книг «Русский путь». В частности, мне довелось участвовать в выпуске двух больших книг «Платон: pro et contra» и «Августин: pro et contra». В РХГА создан факультет философии, богословия и религиоведения, на котором аккредитован богословский бакалавриат, хотя большинство студентов обучаются по специализациям философии и религиоведения.
и.А.: Сколько в РГХА учащихся?
Р.В.С.: Не менее шестисот, если я не ошибаюсь. Для Петербурга это неплохо.
и.А.: Прослеживается ли конфессиональная принадлежность РХГА?Р.В.С.: Отмечу, что одним из учредителей этого вуза является Санкт-Петербургская духовная академия. И тем не менее это светский вуз. Как только там появляется человек, который пытается что-то проповедовать, на его преподавании в РХГА ставится жирная точка. Хотя костяк преподавателей составляют люди, скажем так, с пониманием относящиеся к религиозному поиску, вуз принципиально сохраняет светский характер. РХГА специфическая небольшая организация, кстати, один из немногих гуманитарных вузов, который без всякой государственной поддержки, тем не менее, ведет успешную деятельность как научную, так и образовательную, за что надо отдать должное руководству.
30 сентября 2008 г.
Беседовал иеромонах Адриан (Пашин)
Комментарии ():
Написать комментарий: