Книга имеет своей целью представить всестороннее рассмотрение вопросов, связанных с возникновением и развитием раннехристианской литературы. В ней рассматривается влияние отдельных авторов на формирование различных жанров и форм христианской литературы, исследуются социальный, культурный и доктринальный контексты, в рамках которых возникла христианская литература.
Святоотеческая литература традиционно изучается в рамках патрологических курсов. Однако эта книга не является учебником по патрологии, но скорее справочным пособием, поэтому авторы решили отступить от традиционного названия.
Междисциплинарный акцент в исследовании раннехристианских сочинений сегодня особенно важен, поскольку сегодня на Западе существует множество вызовов патристической традиции как в отношении вопроса об ортодоксии, так и вопросов о социальной идентичности, взаимодействии с иудаизмом и процесс христианизации. За последние 200 лет произошли значительные колебания в литературной оценке раннехристианской литературы, включая как тексты, которые стали канонизированным Писанием Церкви, так и другие. Маятник раскачивался отчасти под влиянием новых открытий, но также определенную роль сыграло изменение перспективы.
В ходе исследований поднимались герменевтические вопросы в отношении интерпретации Нового Завета в раннехристианской литературе, принятия канона и определяющего места, которое он занял в христианском мышлении, подходы к оценке этой интерпретации и ее значения для современности. Эти вопросы представляли особый интерес для редакторов, и им уделено значительное внимание в этом томе.
Книга является попыткой ответить на следующие вопросы:
1) В каком смысле христианские тексты можно назвать «литературой»? В каком отношении они стоят к другой литературе, которая сохранилась от античности?
2) Какие тексты должны включаться в категорию «христианских»?
3) Из какой социальной и культурной среды вышли эти тексты? В какой степени они могут быть оценены как вклад устного или нелитературного окружения? Как эта передача в письменных текстах может быть оценена?
4) Стоят ли эти тексты вне особенностей языка, риторики или жанра? Или они являются типичными для времени и обстоятельств, в которых возникли?
5) Как эти тексты читались? Является ли достаточным оценивать их как исторические документы, относя их к историческим обстоятельствам, в которых они были порождены и литературной культуре, к которой они изначально принадлежали?
Редакторы выражают надежду, что эта работа станет важным справочным изданием, отражающим современное состояние развития этой области исследований. Авторы не задавались целью создать всеохватную энциклопедию или словарь, поскольку такие издания уже существуют на Западе, в частности Dizionario Patristico e di Antichit`a Cristiane (1983-8), под ред. Анджело Берардино, (англ. Encyclopedia of the Early Church, 1992), а также «Энциклопедия раннего христианства» (Encyclopedia of Early Christianity, 1990). Вместо кратких вводных статей была предпринята попытка дать согласованное представление о христианской литературе, ее интерпретации и значении, ее историческом, социальном, философском контекстах. В работе представлены эссе, посвященные основным фигурам и авторам, и дана оценка основных богословских школ - Александрийской, Антиохийской, Эдесской и Низибийской.
Каждая глава книги включает в себя одинаковые секции А и B, которые являются совершенно самостоятельными, представляющими различные подходы к одному и тому же материалу. Секции А имеют дело главным образом с сохранившимся материалом, давая обзор литературных источников, которые дошли до нас, в то время как секции B исследуют контекст, в который эти материалы должны быть помещены, чтобы они могли быть правильно поняты и интерпретированы, включая ссылки на важные работы, которые не сохранились, а также такие фрагментарные источники, которые требуют реконструкции контекста.
Книга будет полезна богословам, историкам, преподавателям и студентам.
Об авторах
Льюис Айрес - профессор исторического богословия школы богословия Кэндлера и департамента религии университета в Эмори, Джорджия.
Иоанна Бэр - профессор Свято-Владимирской богословской семинарии, православный священник.
Себастьян П. Брок - профессор Оксфордского университета.
Генри Чедвик - заслуженный профессор Кембриджского университета.
Джон Дэвид Доусон - профессор Хэйверфорд-колледжа.
Сьюзан Эшбрук Харви - профессор университета Брауна
Рональд Е. Хайне - профессор христианского колледжа Паджет-саунд
Дэвид Г. Хантер - профессор государственного университета Айовы
Эндрю Лаут - профессор патристики и византинистики Даремского университета, Великобритания, православный священник.
Р.А. Маркус - профессор Ноттингемского университета.
Оливер Нихольсон - профессор университета Минессоты.
Ричард А. Норрис - заслуженный профессор объединенной богословской семинарии.
Карен Йо Торьезен - профессор университета Клермонта.
Марк Вессей - профессор университета Британской Колумбии.
Френсис Янг - профессор богословия университета Бирмингема, Великобритания.
Содержание
Перечень авторов IX
Предисловие редакторов XI
Перечень сокращений патристических и других текстов XIV
Перечень других сокращений XIX
Хронологическая таблица раннехристианской литературы XXII
Карта: Римская империя в конце IV в.н.э. XXVI
ЧАСТЬ 1. НАЧАЛА: ОТ НОВОГО ЗАВЕТА ДО ИРИНЕЯ
А. ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ
1 Введение: литературная культура раннего христианства (Ф. Янг) 5
2 Апостольские и послеапостольские сочинения: Новый Завет и апостольские отцы (Р. Норрис) 11
3 Гностическая литература (Р. Норрис) 20
4 Апокрифические сочинения и деяния мучеников (Р. Норрис) 28
5 Апологеты (Р. Норрис) 36
6 Ириней Лионский (Р. Норрис) 45
B. КОНТЕКСТ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
7 Социальные и исторические обстоятельства (Джон Бер) 55
8 Артикуляция идентичности (Р. Норрис) 71
9 Христианское учение (Ф. Янг) 91
10 Заключение: к вопросу о герменевтике текстов второго века (Ф. Янг) 105
ЧАСТЬ 2. ЛИТЕРАТУРА ТРЕТЬЕГО ВЕКА
А. ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ
11 Александрийцы (Р.Е. Хайне) 117
12 Начала латинской христианской литературы (Р.Е. Хайне) 131
13 Ипполит, Псевдо-Ипполит и древние каноны (Р.Е. Хайне) 142
14 Киприан и Новациан (Р.Е. Хайне) 152
15 Древнесирийская литература (С.П. Брок) 161
16 Заключительный обзор: литературная культура третьего века (Ф. Янг) 172
B. КОНТЕКСТ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
17 Социальные и исторические установки: христианство как критика культуры (К.Й Торьезен) 181
18 Артикуляция идентичности (Р.Е. Хайне) 200
19 Христианское учение (Дж.Д. Доусон) 222
20. Значение христианской литературы третьего столетия (Ф. Янг) 239
ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ОТ ДИОКЛЕТИАНА ДО КИРИЛЛА
A ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ
21 Классические жанры в христианском обличье; христианские жанры в классическом обличье (Ф. Янг) 251
22 Арнобий и Лактанций (О. Нихольсон) 259
23 Евсевий и рождение церковной истории (Э. Лаут) 266
24 Александрийцы IV века: Афанасий и Дидим (Э. Лаут) 275
25 Палестина: Кирилл Иерусалимский и Епифаний (Э. Лаут) 283
26 Каппадокийцы (Э. Лаут) 289
27 Латинские писатели IV века: Иларий, Викторин, Амвросиастр, Амвросий (Д.Г. Хантер) 302
28 Иероним и Руфин (М. Вессей) 318
29 Августин (Г. Чедвик) 328
30 Иоанн Златоуст и Антиохийская школа до Феодорита Киррского (Э. Лаут) 342
31 Кирилл Александрийский (Э. Лаут) 353
32 Агиография (Э. Лаут) 358
33 Ефрем и сирийская традиция (С.П. Брок) 362
34 Литература монашеского движения (Э. Лаут) 373
35 Женщина и слова: тексты для и о женщинах (С.Э. Харви) 382
36 Акты соборов и каноны (Э. Лаут) 391
B. КОНТЕКСТ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
37 Социальные и исторические установки (Р.А. Маркус) 399
38 Артикуляция идентичности (Л. Арьес) 414
39 Христианское учение (Ф. Янг) 464
40 Ретроспектива: интерпретация и присвоение (Ф. Янг) 485
Библиография 495
Индекс 531