О древнерусских описаниях одежд первосвященника
В Ветхом Завете приводится подробное описание того, как должны были выглядеть одежды первосвященника. Однако начиная с домонгольского периода христианской письменности на Руси до нашего времени дошло несколько подобных описаний. Обращаясь к историческим документам, И.В. Яковлев выясняет, какую известность имели эти детали и что именно о священных одеждах из Библии знали наши предки.
Статья

От домонгольского периода христианской письменности на Руси до нашего времени дошло несколько описаний одежд иудейского первосвященника, на основании которых можно судить о степени известности в то далекое время этого фрагмента библейской книги Чисел.

Два из сохранившихся описаний содержатся в Изборнике князя Святослава 1073 года, третье – в «Сказании о черноризьчьстемь чину, от вьтхаго закона и новаго» известного церковного писателя и проповедника XII века святителя Кирилла Туровского, где описание одежд первосвященника приводится в связи с их аллегорическим толкованием по отношению к Адаму, Христу и монашеству. Самый ранний известный список «Сказания» датируется 1284 годом, его текст опубликован профессором И.П. Ереминым в XII томе Трудов отдела древнерусской литературы.

Описание одежд, в которые подобало облачаться ветхозаветному первосвященнику при совершении богослужения, содержится в 28 главе книги Исход. Согласно Священному Писанию, первосвященник при совершении богослужения в скинии, а затем в иерусалимском Храме облачался в следующие одежды – наперсник[i], ефод[ii], верхнюю ризу[iii], хитон стяжной[iv], кидар[v] и пояс.

В русском и славянском (Елизаветинском) переводах Священного Писания части одеяния Первосвященника называются различно. Наперсник, кидар и пояс в обоих переводах имеют одинаковые названия. Ефод в славянском переводе называется ризой верхней, верхняя риза в русском переводе в славянском носит наименование долгой ризы, или подира (греч.), а хитон стяжной именуется ризой тресновитой (тресновитый слав.– шитый, или обложенный галуном, серебром или золотом).

В Изборнике князя Святослава 1073 года имеются две статьи, в которых говорится об одеянии ветхозаветного первосвященника. Заглавие первой – «Что беаше ефоуд, имже въпрашаше святитель Бога?», следующая статья Изборника называется «Златоустаго. От того иеже «О ризе святительсцей».

Упоминаемый в названии первой статьи ефод, как можно выяснить из последующего описания, не является тем ефодом, о котором говорится в русском переводе книги Исход. Это наперсник судный, располагавшийся поверх ефода. Святитель Кирилл в своем толковании также называет наперсник ефодом – по-видимому, на Руси в то время употребительным было такое наименование этой части одежд первосвященника. В описании наперсника, содержащемся в первой статье, имеется некоторое несоответствие библейскому тексту, говорящему, что наперсник имел двенадцать драгоценных камней, на которых были вырезаны имена двенадцати сыновей Иакова. В Изборнике вместо двенадцати камней упоминаются два измарагда (изумруда) «по шести обаполы написание имуштя двоянадесяте племену израилеву»[vi]. Далее в Изборнике говорится об адаманте, находящемся между упоминаемыми изумрудами, что также не соответствует тексту Библии. Об уриме и туммиме в тексте данной статьи Изборника прямо не говорится, но из последующего описания можно сделать вывод, что уримом и туммимом был именно этот адамант. «Междя же двема змарагдома камык (камень – прим. автора) адамант да иегда оубо хотяше святитель въпрашати Бога о коиеи любо речи привязашеие нарамьници посредоу прьсни и подъложаше роуце подъ ие и испростряшеся на длани ия акы дска. И зря на иефуд впрашаше Бога»[vii]. Далее говорится, что если вопрос был угоден Богу, то адамант сиял, если вопрос не был угоден Господу, то камень оставался каким был, если Бог хотел «на меч предати люди», камень был как бы кровавым («кровав»), «аште ли смрть наитии хотяше, чрьн». Примечательно, что святитель Кирилл высказывал ту же мысль, что встречается и в Изборнике – «се же глаголаше и ефуд зрет» (в Изборнике – «И зря на иефуд впрашаше Бога»), также в некоторых рукописях «Сказания» святителя упоминается ефод с двумя камнями («Положенный на персях (на груди) ефод с двумя камнями»).

В следующей главе Изборника «Златоустого. Из того, которое «О ризе святительской» упоминается подир («рекше въ ризоу отъ главы доже и до ногоу»), кидар, который называется «клобоучьць» (рядом стоит слово «тиароу» (тиару)), два камня «змарагда» на плечах первосвященника с именами сыновей Иакова, наперсник судный, называемый «логион» (λόγιον – слово судное) («на прьсьхъ же логион налеплен имы дъванадесяте камык иесть же видети ины образы ины же разоумы»[viii]).

В двух рассматриваемых статьях Изборника названия одежд первосвященника и их описания имеют отличия. Во второй статье слово ефод не употребляется, хотя речь, в частности, идет и о том же предмете облачения, что и в первой статье; два камня «змарагда» находятся не на наперснике, а на плечах первосвященника (что соответствует библейскому тексту), сам наперсник называется не ефод, а логион, и указано правильное число камней, находившихся на наперснике – двенадцать, а не два как в первой статье.

Чем могло быть вызвано такое отличие в двух соседних статьях? Вероятно, составитель Изборника, или его греческого прототипа, был введен в заблуждение различными наименованиями наперсника и поэтому допустил, что в Изборник попали несоответствующие друг другу описания одежд первосвященника. Также этот факт несоответствия может говорить о том, что на Руси не очень точно представляли состав облачения первосвященника.

В «Сказании о черноризьчьстемь чину» святитель Кирилл описывает одежды ветхозаветных первосвященников следующим образом: «Стихарь убо от багра (багряный – прим. авт.) — по образу смоковных лист, имь же съшив прекры собе Адам. Пояс же усьянь (кожаный– прим. авт.) кожьныя ризы являя мьртвость. Подирь же есть преступный Адамов грех. Обеде (цепочки - прим. авт.) же си възложи златы — се же есть нужное из рая изведение... На пьрсех же положи пяди уткано (тканый размером в пядь – прим. авт.) и с 12 каменема ефуд — обою на десять колену израильтян пророчьство. Четвьроскудную (четырехсоставную – прим. авт.) же възложи ризу — по образу распростертаго над Израилемь в пустыни облака, из него же исхожаше мана на не... Кидарь же — наглавный ушьв (головной убор– прим. авт.): се же есть святаго духа осенения»[ix].

Употребляемое святителем Кириллом слово «стихарь» в обоих переводах 28 главы книги Исход отсутствует. Вероятно, под стихарем в рассматриваемом толковании имеется в виду хитон стяжной, название которого не встречается в тексте толкования святителя Кирилла. Также о том, что стихарем святитель мог называть хитон первосвященника, говорит и форма хитона, который, подобно стихарю, был достаточно длинным и доходил до голеней.

Можно отметить и некоторые другие несоответствия приведенного отрывка библейскому тексту. Святитель называет стихарь сшитым из багряниц, но в библейском описании его цвет не назван. Также в книге Исход говорится, что пояс Первосвященника был изготовлен « из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона» (Исх. 28, 8). Но в «Сказании о черноризсчем чине» мы читаем, что данная часть облачения первосвященника была сделана из кожи. Чем могло быть вызвано такое несоответствие с текстом Писания? Может быть, в связи с тем, что в «Сказании» пояс первосвященника символизирует смертность Адама и его потомков, могло появиться указание, что пояс первосвященника был кожаный (как известно, в Писании говорится, что после грехопадения Господь сделал Адаму и Еве кожаные одежды (Быт. 3, 21) ). Но как мог автор «Сказания» допустить такое несоответствие тексту Писания? Известно, что святитель, являясь большим знатоком Священного Писания, с большим благоговением относился к священному тексту. Например, в «Притче о человеческой душе, и о теле» он пишет: «Но тружается мой мутны ум, худ разум им я, немогый порядних словес по чину глаголати, но яки слеп стрелець смеху бываеть, немоги намеренаго улучити. Но не буди нам особь подвигнути ненаказан язык, но от божественых вземлюще писаний, со многою боязнью еуаггельскых касаемся беседовати словес»[x]. Так или иначе, в произведениях святителя Кирилла встречаются разночтения с известным текстом Библии, объяснить которые затруднительно.

В некоторых рукописях, в частности, использованных в издании преосвященного Евгения, епископа Минского и Туровского, упоминается «положенный на персях (на груди) ефод с двумя камнями». Скорее всего, это название указывает на наперсник судный, находившийся на груди первосвященника поверх ефода (как уже отмечалось, в древней Руси встречалось описание ефода (наперсника), имевшего два камня (изумруда) с именами двенадцати сыновей Иакова). В других списках «Сказания» говорится о двенадцати камнях на наперснике.

«Четырехсоставная риза» в библейском описании одежд не упоминается; скорее всего, здесь имеется в виду ефод, имевший состав, как говорится в Писании, «из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти], и из крученого виссона» (Исх. 29;6). Но если быть точным, то ефод состоял не из четырех, а из трех или пяти составляющих, в зависимости от того, считать ли шерсть, окрашенную в три цвета, одним или тремя компонентами.

Так же в «Слове» имеется упоминание, что первосвященник Каиафа пользовался уримом и туммимом: «Ефуд же есть — егда Христос пред архиереи ста и рекшю Каияфе: Вы не весте, единому подобаеть умрети за люди, — се же глаголаше и ефуд зрет»[xi]. Ефод здесь упоминается потому, что на него одевался наперсник судный, на котором находились урим и туммим (Исх. 28, 30), через которых первосвященник вопрошал Господа (напр. 1 Цар. 23,9-12), поэтому упоминаемый святителем Кириллом ефод, скорее всего, является наперсником судным (также в Изборнике 1073 года наперсник называется ефодом). Но после пророка Самуила и царя Давида, как можно полагать на основании Библейских книг, урим и туммим уже не использовались для познания воли Божией, а в послепленный период прямо говорится, что не было священника с уримом и туммимом (1Ездр. 2, 63). Поэтому утверждение, что Каиафа мог пользоваться уримом и туммимом, не соответствует историческим данным. Сейчас уже трудно выяснить причины этого несоответствия с данными Священного Писания; возможно, это стало следствием того, что святитель мог пользоваться неизвестным нам источником.

Указанные особенности текстов позволяют сделать вывод, что описание одежд ветхозаветного первосвященника святитель Кирилл мог составлять на основе сведений, послуживших источником и для первой статьи в Изборнике князя Святослава. Другой вывод можно сделать о том, что, вероятно, в древней Руси ефод, наперсник и урим и туммим обозначались одним словом «ефод». Это может свидетельствовать о том, что на Руси в то время не был известен полный текст описания одежд первосвященника. Поэтому встречающиеся в толковании святителя Кирилла некоторые расхождения с библейским описанием первосвященнических одежд на фоне приведенных примеров не выглядят чем-то странным, по-видимому, в то время на Руси были в употреблении рукописи с различными, отличающимися друг от друга описаниями одежд первосвященника, и не было достаточно определенного знания о составе этих одежд.

Наиболее ранний сохранившийся древнерусский текст книги Исход, вероятно, содержится в рукописи Пятикнижия второй половины XIV – начала XV вв., т.е. этот источник появился на двести лет позднее времени, когда жил святитель Кирилл. Автором настоящей работы было проведено сопоставление наиболее ранних известных русских списков книги Исход XIV, XV и XVI веков с текстами толкования святителя Кирилла Туровского и статей из Изборника. Названия частей облачения первосвященника в указанных рукописях практически не совпадают. Результаты сравнения удобнее представить в виде таблицы:

 

 

Названия частей облачения первосвященника

Русский перевод

наперсник

ефод

верхняя риза

хитон стяжной

кидар

пояс

Елизаветинская Библия

наперсник

 

(слово судное )

риза верхняя

 

долгая риза

(подир)

риза тресновита

наглавие

(клобук)

пояс

Списки XIV–XVI вв.

наперсие

риза врьховняя

окрил

(покрывало, одежда-сл.)

 

риза треснивита

глависна

пояс

«Сказание о черноризсчем чине»

ефод

ефод

подир

стихарь

кидар

пояс

Изборник 1073 г.

ефод

логион

ефод

 

подир

 

клобоучьць

 (тиара)

 

 

Сопоставление известных описаний первосвященнических одежд в древнерусских источниках позволяет предположить, что в XI–XII вв., несмотря на интерес к этой теме, на Руси не было определенно известно описание одежд первосвященника, существовало несколько (как минимум два) вариантов таких описаний, не всегда соответствовавших библейскому тексту.



[i] Наперсник — четырёхугольный нагрудник в облачении первосвященника с 12 различными драгоценными камнями, образующими четыре ряда по три камня в каждом, на которых были выгравированы названия двенадцати колен Израилевых. Наперсник прикреплялся к ефоду золотыми цепочками и шнуром голубого цвета. На нагруднике или внутри него помещались урим и туммим, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога.

[ii] Ефод – часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Ефод изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он покрывал только грудь и спину. Переднее и заднее полотнища соединялись на плечах двумя нарамниками, на каждом из которых крепился оправленный в золото камень оникс с именами колен Израилевых.

[iii] Верхняя риза — длинная одежда иудейских первосвященников и царей, имевшая форму подризника, с отверстием для головы и, как полагают, без рукавов. Согласно описанию ее в книге Исход, она вся была сделана из материи голубого цвета, по некоторым данным, она была пурпурно-фиолетовой. Подол ее был вышит узорами в виде яблок или гранатов, с золотыми позвонками между ними.

[iv] Хитон стяжной (то есть вытканный квадратиками) – льняное облачение из двойного тонкого виссона, имевшее узкие рукава; плотно прилегал к телу и доходил до голеней.

[v] Кидар – головной убор ветхозаветного первосвященника.

[vi] Изборник 1073 года – М.: Книга,1983, 151 с.

[vii] Изборник 1073 года – М.: Книга,1983, 151 с.

[viii] Изборник 1073 года – М.: Книга,1983, 151 с.

[ix] Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского /Труды Отдела древнерусской литературы/ Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом); Отв. ред. И.П.Еремин. – Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – Т.12 – с. 358.

[x]Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского /Труды Отдела древнерусской литературы/ Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом); Отв. ред. И.П.Еремин. – Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – Т.12 – с. 341.

[xi] Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского /Труды Отдела древнерусской литературы/ Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом); Отв. ред. И.П.Еремин. – Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – Т.12 – с. 359.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Персоналии
Еще 9