В Christianity Today опубликована статья о результатах исследования остатков древнего города к северу от Мертвого моря. Как предполагает группа исследователей, причиной исчезновения поселения мог быть взрыв метеорита над Мертвым морем, произошедший около 1650 года до н. э. Этот взрыв разрушил всю нижнюю часть долины реки Иордан и спровоцировал засоление почв водами Мертвого моря. В результате на этих землях ничего не росло несколько сотен лет.
При раскопках в местечке Талль-эль-Хаммам к востоку от реки Иордан археологи несколько лет назад обнаружили остатки огромного города площадью 100 акров, а также десятка городков поменьше и небольших деревень.
В обширном отчете по итогам этих раскопок в журнале Scientific Reports проводится сравнение печальной судьбы поселения с библейским рассказом о разрушении Содома и Гоморры, но отмечается: «Нет никаких известных древних писаний или книг Библии, кроме книги Бытия, в которых было бы описано то, что можно было истолковать как разрушение города в результате взрыва/удара с воздуха».
Неофициальные оценки этого отчета в социальных сетях от ряда археологов, в разной степени знакомых с раскопками в Талль-эль-Хаммаме, весьма скептические. Как сообщало издание Christianity Today еще семь лет назад, мало кто из археологов, кроме тех, кто работал на раскопках, верит, что Талль-эль-Хаммам — это Содом.
Заведующий кафедрой библейских исследований в университете Азуса Пасифик (Azusa Pacific University) археолог Роберт Маллинз, который в настоящее время руководит раскопками в Абель-Бет-Мааха на севере Израиля, называет хронологию основной проблемой отчета. Согласно внутренней хронологии Библии, Авраам жил на три-четыре столетия ранее разрушения Талль-эль-Хаммама. Тогда же должно было произойти разрушение Содома и Гоморры, свидетелем которого он был. В 1650 году до н. э. израильтяне еще находились в Египте, а Исход был на 200 лет позже.
В археологической датировке очень помогает керамика. Маллинз, изучая найденные в Талль-эль-Хаммаме остатки керамики, увидел много изделий 16 века до н. э., что, по-видимому, указывает на то, что город был разрушен после этого времени.
Археолог Стив Ортиз, директор Центра археологии Ланье при Университете Липскомба (Lipscomb University), согласился, что, хотя Талль-эль-Хаммам является важным местом, дата его разрушения слишком поздняя, чтобы соответствовать сценарию Содома. Он отмахнулся от шумихи по поводу метеорита. «Разрушения вследствие падения метеорита выглядят так же, как от любых других причин, — сказал Ортиз. — Мы находим руины ассирийских и египетских поселений в Гезере, которые выглядят так же драматично».
Израильский археолог Арен Мейр из университета Бар-Илан (Bar-Ilan University) отметил отсутствие у авторов отчета ссылок на другие исследования археологии разрушений. Он также считает, что разрушения, о которых говорится в отчете, вполне обычны. «Описаны некоторые явления, похожие на разрушения, датируемые железным веком (1000–925 гг. до н. э.). В Телль-эс-Сафи/Гате, например, мы тоже находили "расплавленные" сверхвысокими температурами керамику и кирпичи — это произошло в ходе завоевания и разрушения этого места Хазаилом из Арама», — сказал он. О нападении Хазаила на Гат сообщается в Четвертой книге Царств 12:17.
Вопросы возникают не только относительно хронологии, но и местоположения. Традиционно считается, что Содом находился к югу от Мертвого моря. Тем не менее, Стивен Коллинз, содиректор раскопок в Талль-эль-Хаммаме, часто цитирует 13-ю главу книги Бытия, где сказано, что Авраам и Лот расположились лагерем между Вефилем и Гаем и смотрели вниз на Содом, что, вероятно, говорит в пользу его расположения к северу от Мертвого моря. Но Маллинз отметил, что Коллинз игнорирует 18-ю главу книги Бытия, в которой «Авраам находится в Мамре и смотрит вниз на Содом; а из района Хеврона нельзя увидеть Хаммам».
Но ученые, принимавшие участие в написании отчета о разрушении города в долине реки Иордан, утверждают: «Описание очевидцем этого катастрофического события — падения огненного шара — могло быть передано в виде устной традиции, которая в итоге стала письменным библейским рассказом о разрушении Содома».
Если бы Библия была просто собранием устных преданий, которые соединили воедино спустя столетия, то, возможно, метеорит вписывался бы в эту концепцию. Но полтора столетия археологических исследований снова и снова доказывают, что исторические рамки библейской истории о Содоме все же восходят конкретно ко времени Авраама.
«Нет никаких сомнений в том, что Талль-эль-Хаммам — удивительное место, — заключил Маллинз. — Все археологи с этим согласны. Но чтобы убедить всех, что это и есть Содом, нужно гораздо больше доказательств».
Источник: Богослов.ru / Christianitytoday.com