[Обзор книги:] Ранкин Д.И. От Климента до Оригена. Социальный и исторический контекст отцов Церкви. (Rankin D.I. From Clement to Origen. The Social and Historical Context of the Church Fathers. Ashgate. 2006. 182 PP. 978-0-7546-5716-3)
Как раннехристианские отцы Церкви относились к окружавшей их культуре, обществу, власти, социальным институтам, философии и литературе? Эта книга посвящена рассмотрению мысли ранних отцов Церкви в контексте социальных отношений в Римской империи во II-III вв. н.э.
Статья

Книга посвящена рассмотрению вопроса о диалоге доникейских отцов Церкви с окружавшей их культурой. Дэвид Ранкин рассматривает исторический и социальный контекст отцов, сгруппированных по городам и регионам, их сочинения и богословскую рефлексию, и обсуждает вопрос о том, как конкретная встреча каждого из них с основными аспектами окружавшей их культуры влияла на формирование их мысли.

         В своем исследовании автор предпринял попытку рассмотреть 4 основных города Римского мира до Никейского собора (325 г.): Рим, Карфаген, Антиохию (вместе со Смирной и Сардисом) и Александрию. Автор исследовал документальные источники, чтобы рассмотреть характер взаимодействия доникейских отцоу, связанных так или иначе с этими городами, с историей, обществом и культурой этих городов, и, там где возможно, с римским миром вообще.

         При исследовании Рима автор выбрал Климента, Ерма, Минуция Феликса и Ипполита. Карфаген во втором и третьем веке был представлен Тертуллианом и Киприаном. Для Антиохии и Малой Азии характерными были Игнатий и Феофил Антиохийские, Поликарп Смирнский, Мелитон Сардийский, Иустин, Татиан и Ириней, епископ основанной смирнянами церкви в Лионе в Галлии. Для исследования вопроса в отношении Александрии автор избрал «Послание к Диогнету», «Послание Варнавы», Климента Александрийского, Афинагора Афинского, возможно одного из наиболее красноречивых апологетов II века, и, конечно, Оригена. Такое разделение отцов Церкви по географическому признаку было сделано ради удобства.

         Книга состоит из введения (1) и четырех глав (2-5), каждая из которых посвящена рассмотрению отдельного города, и, где уместно, провинции или региона - его истории, социальным структурам и т.д. Далее рассматривается деятельность и сочинения каждого из отцов. Вопросы, которые рассматриваются здесь, связаны с историей конкретного города и региона, императора или императоров этого времени, имперского культа, обучения, а также влияния философов и философских школ и использования риторических приемов и стиля, литературы, в особенности литературных персонажей - поэтов, историков, врачей и т.д., социальные и другие вопросы, такие как богатство, классовые структуры и система покровительства. Автор стремился позволить текстам самим отвечать на эти вопросы, не налагая на тексты своей априорной позиции.

Ранкин начинает исследование с рассмотрения во введении мысли Платона, Аристотеля и Сенеки. Это позволяет автору сфокусироваться на важности риторики и ее развития ко времени раннехристианских авторов.

         Вторая глава книги «Рим и отцы» посвящена рассмотрению наиболее известных трудов, таких как 1 послание Климента Римского, Пастырь Ермы, Минуция Феликса и Ипполита Римского. Напряженность между языческой философской мыслью в этот период и возникновением христианской апологетики налицо, особенно в отношении стоического и эпикурейского учений.

         Главы 3 и 4 «Карфаген и отцы» и «Антиохия, Малая Азия и отцы» соответственно, являются довольно сжатыми, но полезны своими ссылками на первоисточники. Эти главы могут служить полезным руководством для студентов, но содержат, к сожалению, мало аргументации.

         Пятая глава «Александрия и отцы» страдает от слишком большой зависимости от вторичной литературы. В основном при обсуждении платонической философии она опирается на работы Джона Диллона, хотя автор вполне мог бы использовать более современную литературу при исследовании взаимоотношения отцов Церкви с платонизмом, нежели работу Дж. Диллона.

         Автор не рассматривает вопрос об отношении отцов к греко-римской религии, которое было однозначно враждебным. Единственное заметное влияние языческой религии на отцов заключается в их безусловном и бескомпромиссном отвержении ее как несовместимой с христианским учением.

         Весь анализ сделан с целью показать, в какой степени эти отцы Церкви и по отдельности, и как группа взаимодействовали с обществами и культурами, в которых они жили и действовали. Как они относились к императору и всей имперской системе, особенно имперскому культу? Как они смотрели на деятельность их сограждан, их соседей, тех, среди кого они жили и действовали и о чьем спасении они молились? Как они рассматривали себя как граждан в мире, времени и культуре, которые часто действовали с такой враждебностью и предубеждением к ним, и которые могли в любое время обрушить на них всю свою ненависть и жестокость? Как они реагировали на философские и литературные тексты того времени, которые составляли основу образования того времени? В какой степени они были людьми своего места и времени, нежели людьми, которые стоят выше своего места и времени? Что означали для них быть одновременно временно пребывающими здесь и гражданами, и дома в их отечестве, и все же быть чуждыми? Как они жили в этом мире, не будучи от этого мира?

         Книга может быть полезна студентам как введение в мир отцов Церкви.

          Об авторе:

         Дэвид Ранкин - директор исследований истории Церкви в богословском колледже в Куинслэнде, а также преподавателем богословия в университете Гриффина, Брисбен, Австралия. Автор книги «Тертуллиан и Церковь» (Tertullian and the Church, Cambridge University Press, 1995).

 

Содержание

Благодарности VII

Лист сокращений IX

1 Введение 1

Платон: Евтидем 8

Аристотель: Протрептик 9

Сенека: Послание 90 10

2 Рим и Отцы 23

1 Климент 26

Ерм: Пастырь 34

Минуций Феликс: Октавий 42

Ипполит Римский 50

3 Карфаген и Отцы 55

Северная Африка и Карфаген в имперский период 55

Тертуллиан 57

Киприан 72

4 Антиохия, Малая Азия и отцы 81

Антиохия и Сирия 81

Игнатий Антиохийский: Послания 82

Феофил Антиохийский: К Автолику 86

Малая Азия 88

Поликарп Смирнский: К Филиппийцам 89

Мелитон Сардийский: Апология и О Пасхе 92

Иустин Мученик: Апологии и Диалог с Трифоном 95

Татиан Сириец: К Эллинам 104

Ириней Лионский: Против ересей и Доказательство апостольской проповеди 107

5 Александрия и отцы 113

Послание Варнавы 115

Послание к Диогнету 117

Афинагор: Прошение о христианах 119

Климент Александрийский 125

Ориген Александрийский 131

6 Выводы 143

Библиография 147

Цитаты Отцов 161

Предметный индекс 169

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9