Журнал “Духовный Собеседник”, №2(50), 2007
Вышел в свет новый номер (50) журнала "Духовный Собеседник". Значительный объём статей посвящён о.Павлу Флоренскому. 2007 год был юбилейным: отмечалось 125-летие со дня его рождения (9 января 1882 года) и 70 лет со дня мученической кончины (8 декабря 1937 года).
Статья


Обзор статей.

Сад Флоренского. С. 4 – 16.

    В настоящее время изучением, систематизацией и публикацией научного и духовного наследия о. Павла занимается его внук игумен Андроник (Трубачёв). В беседе с корреспондентом журнала отец Андроник подчеркнул, как важно оценить труды о.Павла с точки зрения церковной пользы. В основном, он писал для интеллигенции, но его призыв как пастыря к покаянию понятен всем категориям людей, входящих в церковь или только стоящих у её ограды.

    Отец Андроник делится воспоминаниями о том, как постепенно открывалась правда о гибели о. Павла и последних годах его жизни. Примечательно, что его во многих научных кругах знали как учёного в нескольких областях знаний, а не только философии и богословии. Близкие люди ему предлагали выезд за границу и была такая возможность, но отец Павел, прекрасно зная, что его ждёт, отказался покидать свою родину и паству. В настоящее время вопрос о канонизации о. Павла не ставится. Во-первых, наличествует факт, что он подписал псевдообвинение о своём вхождении в национал-фашистскую партию, имевшей связи с Гитлером, “Возрождение России” (о. Андроник считает, что отец Павел видел бесперспективность отрицания); во-вторых, в настоящее время вопрос о причислении его к лику святых не рассматривается. Канонизация должна идти естественным порядкам, а не приурочиваться к юбилеям.

 

Игумен Андроник (Трубачёв). Жизнь во Христе. Епископ Антоний (Флоренсов) – старец Московского Донского монастыря. С. 18 – 60.

    Епископ Антоний (Флоренсов) являлся духовником о. Павла в годы его учёбы и преподавания в Московской Духовной Академии. Рукоположенный из овдовевшего священника, владыка Антоний очень ценил семью. Именно он не благословил будущего о.Павла на уход в монастырь, считая, что из него, если он примет монашество, выйдет захудалый архимандрит-алкоголик. В пору учёбы в Духовной Академии студент Павел много думал о монашестве, фактически отрёкся от будущей семейной жизни, и то обстоятельство, что духовный отец не благословляет его на иночество, послужило временным прекращением переписки и общения с ним.

    Излагается жизненный путь епископа Антония (Флоренсова) и его влияние на молодые годы формирования будущего знаменитого пастыря-богослова.

 

Игумен Андроник (Трубачёв). Небесное заступничество епископа Антония (Флоренсова). Из записей священника Павла Флоренского “Сны и видения”.  С.62 – 70.

    Епископ Антоний (Флоренсов) скончался 5 марта (н.ст.) 1918 года. В семье Флоренских он был очень почитаем и после земной кончины. Отец Павел наверняка молился ему и просил его небесного заступничества, вёл также записи снов, видений, внутренних переживаний (публикуются выдержки за 1919 год), пережитых самим и своим сыном Кириллом.

 

Игумен Андроник (Трубачёв) “.Я пишу Вам, как на исповеди…”. Переписка священника Павла Флоренского и епископа Антония (Флоренсова). С. 72 – 130.

    К своим духовным наставникам отец Павел относился очень почтительно. В “Завещании”, составленном в апреле 1919 года, он писал: “Обращайтесь с горячей просьбой и мольбой о помощи к друзьям и покровителям нашего дома – иеромонаху Исидору и Епископу Антонию и архимандриту Пимену…” Отрывки из переписки о. Павла были опубликованы иеродиаконом Андроником (Трубачёвым) в 1981 году. По мнению публикатора, вопросы духовного возрастания, поднятые в письмах, особенно важны и поучительны сейчас, когда в Церковь входит образованное, но не имеющее церковного и духовного опыта поколение.

    Основные темы переписки: 1. Воцерковление П.А.Флоренского (о монашестве, поступление в МДА); 2. Вопросы перевода Нового Завета с греческого языка на русский и славянский; 3. Открытие Соловецкой Симбирской Пустыни; 4. Вопросы священнослужения о. Павла; 5 Творчество о. Павла и его преподавание в МДА.

 

Священник Павел Флоренский. “И другая Мария” (ответ на вопрос, поставленный епископом Антонием). С. 132 – 142.

    На стих Евангелия, где говорится о жёнах-мироносицах, пришедших ко Гробу, чтобы помазать тело Иисуса (Мф. 27,61; 28,1) существует 2 точки зрения. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что под “иной Марией” следует понимать саму Богородицу. Но толкователь XII века монах Евфимий Зигабен считает, что Иоанн Златоуст рассмотрел этот вопрос невнимательно, “походя”. На самом деле, Мария Иакова и Иосии матерь – (она же “другая Мария”) не является Пресвятой Богородицей.

    В марте 1915 года отец Павел написал епископу Антонию свой ответ, оформленный в виде экзегетического письма, которое позже включал в свои научные работы. Отец Павел придерживается позиции монаха Евфимия Зигабена, но аргументация и выводы священника-богослова далеко не во всём совпадают с византийским толкователем.

    Отец Павел также рассматривает вопрос: что имеется в виду под оружием, которое должно было пронзить душу Пресвятой Богородицы (Лк. 2, 35).

 

Архимандрит Рафаил (Карелин). О тайне искупления. С.144 – 160.

    В ходе беседы с отцом Рафаилом поднимается богословский вопрос о первородном грехе, его последствиях для человека и окружающего мира, о крестных страданиях Спасителя, имеющих важный сотериологический смысл. Статья преследует не только разъяснительную цель, но ещё и апологетическую: защита православного понимания первородного греха и искупления от современных модернистов богословия. Кто эти модернисты – поимённо не уточняется.

 

Князь Владимир Палей. “По слову Твоему”. С. 162 – 178.

    Князь Владимир Палей, отдельные стихотворения которого предлагает альманах, являлся двоюродным братом святого Царя-мученика Николая II. 22 марта 1918 года Владимира вместе с другими членами Императорской Фамилии сослали в Вятку, затем переправили в Екатеринбург. Они известны как Алапаевские мученики. Князю было тогда неполных 22 года. Стихи писать он начал с 13 лет, уделяя им, порой, каждую свободную минуту. Ему пришлось пройти I Мировую войну, пережить гибель собратьев по Пажескому корпусу. Стихи юного князя можно оценить как поэтический дневник, в котором значительное место уделялось вопросам бытия, духовной жизни. Некоторые его произведения созданы наподобие молитв в стихотворной форме. Увенчанный мученическим венцом, он предстал перед Светом, о Котором писал в стихах, Которого остро желала его душа.

 

Наталия Олесова. “О Тебе пение мое” . О современных проблемах церковного пения.  С. 180 – 194.   

    Наверное, нет такого регента, певчего, любителя церковного пения, которого не интересовали бы проблемы качества современного пения  храмах. Статья предваряется фрагментом из воспоминаний о пении в храме Христа Спасителя, сделанными Павлом Ивановичем Плиханковым, будущим старцем Варсанофием Оптинским.

    Пение, которое действительно настраивало бы на молитву, встречается в наших храмах не всегда. В советские годы в виду того, что никаких нот не издавалось, певчие воспитывались прямо на клиросе, имелся ограниченный репертуар нот (зачастую рукописных), существовала преемственность, укоренённость в церковной певческой традиции. Теперь хотя и поют профессиональные хоры, но их состав не всегда воцерковлён. Если перед регентом раньше не стояла проблема выбора песнопений для службы, то сейчас возникла во всей сложности.

    Автор статьи напоминает читателям об основных вехах в истории русского церковного пения. Много внимания уделяется знаменному распеву, и автор с симпатией пишет о нём. Но знаменное пение нельзя объявлять единственным полноценным носителем православной духовности в музыке. Во времена итальянских влияний (конец XVIII – первая четверть XIX века) дело неоднократно доходило до аплодисментов и криков “браво!” прямо на богослужениях. Народ валом валил в храмы в определённые дни года, как на театральную премьеру, чтобы послушать церковные песнопения. В 1940-1960-е годы в некоторых столичных и церквях крупных городов существовала практика исполнения концертных песнопений мало воцерковлёнными наёмными певчими, на недопустимость которой обращал внимание патриарх Алексий I.

    Обиход – незыблемая основа и сокровищница церковного пения. Обиход и авторские песнопения различны по своей функции в богослужении – считает автор. Необходимо, чтобы пение в храме было поставлено на службу духу церковной молитвы и богослужения, а также воцерковлённость и благоговейность самих певчих на службах. 

    В Приложении к статье размещаются выдержки из материалов Поместного Всероссийского собора 1917 – 1918 г.г. “Об упорядочении церковного пения”.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9