[Обзор книги:] Крейг У.Л. Синнот-Армстронг В. Бог? Полемика между христианином и атеистом. (Craig W.L., Sinnott-Armstrong W. GOD? A Debate between a Christian and an Atheist/ Point/Counterpoint Series. James P. Sterba, Series Editor. Oxford University Press, 2004. 176 pp. ISBN 0-19-516599-3)
Споры о существовании Бога увлекают одних и раздражают других; тем не менее, они занимали значительное место в философской, богословской и научной дискуссиях на протяжении столетий. Многие из аргументов, используемых сегодня, являются очень древними, в то время как другие основаны на последних открытиях в области науки и философии.
Статья

Споры о существовании Бога увлекают одних и раздражают других; тем не менее, они занимали значительное место в философской, богословской и научной дискуссиях на протяжении столетий. Многие из аргументов, используемых сегодня, являются очень древними, в то время как другие основаны на последних открытиях в области науки и философии.

Авторы предлагают доступное введение в аргументы за и против существования Бога. Хотя их метод является философским, увлеченность авторов их предметом весьма очевидна. Бог? Какой вопрос может быть менее важным? Откуда мы пришли? Почему нужно быть нравственным? Что это все означает?

«Книга представляет собой прекрасный обмен мнениями относительно вопроса о существовании Бога - сжатый, честный, информативный, искренний и ужасно увлекательный. Она охватывает такие темы как первопричина вселенной, возможность истинной морали, природа чудес и проблема зла. Она является лучшим введением в эти поистине фундаментальные вопросы из всего, что я когда-либо читал. Я буду рекомендовать ее моим родственникам, друзьям коллегами и всем моим студентам» - Майкл Рьюз, профессор философии государственного университета Флориды.

 

Содержание

Предисловие IX

Часть 1

1 Пять причин того, что Бог существует (Уильям Лэйн Крейг) 3

2 Не существует достаточных оснований верить в Бога (Вальтер Синнот-Армстронг) 31

3 Достаточная Причина (Уильям Лэйн Крейг) 53

Часть 2

4 Некоторые из причины верить в то, что Бога нет (Вальтер Синнот-Армстронг) 81

5 Теизм неопровержим (Уильям Лэйн Крейг) 107

6 Атеизм неустрашим (Вальтер Синнот-Армстронг) 129

Индекс 151

 

         Из предисловия

Вопрос о том, существует ли Бог или нет, остро обсуждался на протяжении тысячелетий. Вполне понятно, почему столь многие люди продолжают интересоваться этим вопросом. Согласно традиционным взглядам верующих, существование человека находит свое предельное осуществление только в отношении к Богу. Влияние веры или неверия в Бога может также привести к драматическим событиям в мире. Вера в Бога часто влияет на позиции по важным и противоречивым вопросам, таким как сексуальное поведение, аборты, медицинские исследования с использованием стволовых клеток, и, конечно, молитва в государственных школах и правительственная поддержка религиозных школ и благотворительных учреждений. Многие решения в повседневной жизни - а не только в воскресный день - также зависят от веры или неверия в Бога. Социальное поведение также часто мотивируется верой в Бога. Дружеские отношения, сообщества и политические союзы часто формируются или разрушаются вследствие общности или конфликта верований в Бога. Мы все нуждаемся в том, чтобы решить, с какой стороны мы стоим в вопросе о существовании Бога. Несмотря на древность этого вопроса, недавно возникли новые аспекты этого спора, являющиеся следствием продолжающегося развития в области науки и философии. Космология Большого взрыва является наиболее известным примером, но каждый год приносит новые результаты исследований в отношении происхождения жизни и нашей вселенной. Новые философские теории причинности, познания и морали также несут в себе аргументы за и против существования Бога. Продолжающиеся психологические исследования и поиск исторического Иисуса библеистами также вводят новые представления. Вот почему споры постоянно обновляются. К несчастью, многие споры о Боге игнорируют эти последние развития и превращаются в упрощенную риторику или взаимное искаженное понимание. Другие дискуссии о существовании Бога становятся настолько техническими, что понять их могут только специалисты. Ни одна из этих крайностей не служит нуждам тех, кто искренне озабочен вопросом о том, верить или не верить в Бога.

         Целью этой книги является движение срединным курсом между этими крайностями. Мы сформулировали наши позиции в свете современной науки и философии, но мы также стремились избегать технических деталей, которые могут показаться сложными для широкого круга читателей. Мы попытались сфокусировать внимание на аргументах, которые являются наиболее интересными для неспециалистов. Например, вместо исследования модальных версий онтологического аргумента, которые даже профессиональные философы находят трудными для восприятия, мы обсуждаем религиозный опыт, Библию, зло, вечность, происхождение вселенной, замысел, и связь или ее отсутствие между моралью и существованием Бога. Эти подходы являются тем, что желает понять большинство людей, когда пытается решить вопрос о том, верить или не верить в Бога.

         Мы также попытались избежать взаимного ошибочного понимания, которое зачастую наполняет споры о Боге. Многие дискуссии становятся запутанными, поскольку теисты защищают нетрадиционные подходы к концепции Бога, которых не отрицают атеисты, или поскольку атеисты отрицают вышедшие из употребления представления о Боге, которых теисты более не отстаивают. Чтобы избежать таких вводящих в заблуждение представлений мы договорились с самого начала, что мы будем говорить о Боге, как Он обычно определяется в рамках иудео-христианской традиции. Это гарантирует, что то, что один из нас утверждает, другой будет отрицать. Более того, наш спор является спором не просто о возможности познания существования Бога. Агностики отрицают то, что мы можем знать о существовании Бога, но агностики не отрицают самой возможности Его существования. В противоположность этому взгляду Синнотт-Армстронг отрицает существование Бога, в то время как Крейг утверждает, что Бог существует. Наше несогласие не в отношении вопроса о пределах познания, но непосредственно в вопросе о существовании Бога.

         Стиль нашей книги является результатом живых споров. Крейг уже вел споры о существовании Бога с несколькими философами в США, когда был приглашен участвовать в Дартмут-колледж в ноябре 1999 г., Синнотт-Армстронг никогда публично не вел споров на эту тему и не писал о ней, но он высказывал свои взгляды на эту проблему студентам, один из которых попросил его принять участие в дискуссии с Крейгом. В этом первом споре Крейг приводил аргументы в пользу существования Бога, а затем Синнотт-Армстронг критиковал аргументы Крейга и предлагал противоположные аргументы. Второй диспут состоялся в церкви Вуддэйла в Эдем-Прерии, Миннесота, 1 апреля 2000 г. Синнотт-Армстронг открыл диспут аргументами против существования Бога, а затем Крейг подверг критике аргументы Синнота-Армстронге и предложил контраргументы. Положительная реакция на эти два спора привела к решению издать их в форме книги.

         Чтобы сохранить живой характер споров, Крейг развил свои замечания в Дартмуте в первой главе этой книге, в то время как Синнотт-Армстронг расширил свои замечания в Миннесоте в главе 4 этой книги. После обмена этими главами Синнотт-Армстронг поправил свою критику в Дартмуте, которая представляет собой 2 главу этой книги, а Крейг разработал замечания в отношении Миннесоты, что вошло в 5 главу этой книги. Наконец, после того, как авторы обменялись главами 2 и 5, Крейг написал главу 3 в ответ Синноту-Армстронгу, а Синнотт-Армстронг написал главу 6 в ответ на главу 5 Крейга. Хотя мы сделали позднее небольшие изменения в главы, написанные ранее, мы согласились больше не изменять ничего существенным образом, что должно было бы повлиять на критику другого автора в последующих главах. Пересмотры и ответы были сохранены для заключительных глав каждой части, гл. 3 и 6. Этот порядок состава означает, что, хотя каждый из нас предпочитает сделать некоторые изменения в главах, которые мы написали ранее, наша книга как целое должна представлять собой продолжающийся диалог, в котором возникают позиции и накапливаются прояснения, как это было в живом диспуте. Мы не идем друг на друга с кулаками и не переходим на технический язык. Мы даем конкретные примеры и используем обычный язык. Мы оба понимаем, что многие детали нуждаются в добавлениях, если мы желаем писать для аудитории из профессиональных философов религии, но мы решили упростить наше сочинение для того, чтобы наша книга была доступной и живой.

         Мы также приняли на себя обязательство быть честными. Вот почему Крейг начинает спор первым, но Синнотт-Армстронг говорит последнее слово. Также, чтобы быть честными, поскольку участники диалога ограничены одинаковым временем в реальном споре, мы договорились ограничить самих себя приблизительно тем же количеством слов в каждой из глав. Этот план вынудил нас сделать некоторые из наших высказываний весьма сжатыми, но наша краткость должна позволить нашей книге обратить внимание неискушенного читателя.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9