Московская духовная академия: межвузовское сотрудничество в области естественных наук
Представляем вниманию читателей доклад преподавателя МДА, доцента ПСТГУ священника Олега Мумрикова, представленный на Международной научно-практической конференции «Сотрудничество вузов государств-участников СНГ в области духовного образования: актуальные проблемы и перспективные направления» (Московский государственный лингвистический университет, 5-6 декабря 2012 г.)
Статья

Для православной богословской традиции всегда была характерна тенденция ко взаимодействию с научным знанием – не только гуманитарным, но и естественным. Московская духовная академия не являлась исключением - 12 октября 1870 г. профессором Д.Ф. Голубинским (1832-1903) по благословению святителя Иннокентия, митрополита Московского (1797-1979; Вениаминова) и Святейшего Синода была впервые основана кафедра естественнонаучной апологетики (взамен упраздненных новым уставом духовных школ (1869) кафедр физики и математики). Естественнонаучная апологетика (от греч. ἀπολογία — защитительная речь или защитительное письмо) – это раздел богословия, ставящий своей целью обоснование и защиту истин христианства на основе доводов разума и достижений естественных наук. Читаемый курс включал в себя сведения по физике, химии, астрономии и преследовал цель показать бытие Бога через «изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии»[1]. Здесь очевидна полная преемственность в подходе к осмыслению взаимоотношения естествознания и богословия, четко сформулированным еще выпускником Славяно-греко-латинской академии и «отцом Московского университета» М.В. Ломоносовым (1711-1865):

«Физические рассуждения о строении мира служат к прославлению Божию и вере не вредны. <…> О если бы тогда [во времена ранних отцов Церкви. – Свящ. О.М.] были изобретены нынешние астрономические орудия и были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел несравненно превосходящих, если бы тогда открыты были тысящи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество Божие!»[2].

В Академиях с 1872/73 по 1883/84 учебные годы естественнонаучная апологетика являлась обязательным предметом для всех отделений: богословского, церковно-исторического и церковно-практического[3]. С 1884/85 по 1900/01 учебные годы естественнонаучная апологетика читалась на 1 курсе МДА в объеме 3 уроков в неделю и также являлась обязательной дисциплиной[4]. Вполне очевидно, что существование данной дисциплины как учебного предмета и развития направления в целом после возрождения Московской духовной академии в советские годы было невозможным.

В рамках реформы духовного образования на рубеже ХХ-ХХI вв. было признано необходимым продолжить ознакомление будущих священнослужителей с современной научной картиной мира, методологией и философскими проблемами естествознания. Поэтому с 2007 г. в Московской духовной семинарии естественнонаучная апологетика как учебная дисциплина была снова возобновлена, а с 2011 г. в учебный план 4 курса бакалавриата вошел и предмет «Концепции современного естествознания». Кроме того студентам Академии уже на протяжении нескольких лет с 2009 г. заведующим лабораторией молекулярной генетики внутриклеточного транспорта Института биологии гена РАН заслуженным деятелем науки РФ, профессором кафедры биофизики МГУ А.С. Соболевым читается спецкурс «Новое в молекулярной биомедицине: естественно-научный и богословский дискурс». В 2012 г. зачет по спецкурсу проходил в виде открытой мини-конференции. Магистранты подготовили доклады по актуальным вопросам, связанным как с методологией, историей естествознания, так и с новейшими направлениями биомедицины, осмысляемыми в контексте православного богословия[5].

В МДА проводятся встречи и с другими представителями научного сообщества, работающими в области естествознания. Например, 31 марта 2008 г. состоялось заседание студенческого семинара TEKNA, на котором выступили два профессора Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна) – В. А. Никитин и В. Н. Первушин – с лекциями на общую тему «Физика XXI века»[6]; 22 декабря 2009 г. на этом же семинаре с докладом «Микробная экология человеческого организма на рубеже XXI века: фактология и философские аспекты» выступил научный сотрудник Лаборатории клинической микробиологии и антибактериальной терапии Научного центра сердечно-сосудистой хирургии РАМН им. А.Н. Бакулева И.Т. Байрамов[7]. 19 октября 2008 г. состоялась экскурсия для студентов первого курса Московской духовной семинарии в Московский палеонтологический музей при Палеонтологическом институте РАН, в ходе которой доктор биологических наук палеонтолог А.К Агаджанян (ПИН РАН, МГУ) ознакомил слушателей с экспозицией и современным состоянием научных представлений о развитии жизни на Земле[8].

 «Взаимодействие со светской наукой необходимо также и в сфере современного естественнонаучного знания, освоение которого является обязательным условием развития православной апологетики и основного богословия, а также для ведения диалога со светской наукой» - сказано в проекте Образовательной концепции Русской Православной Церкви (2012 г.; п. III.9.4.4), которая сейчас активно обсуждается и возможно будет принята на ближайшем Архиерейском соборе.

Будущие богословы и священнослужители призваны осваивать результаты и новые достижения не только гуманитарных, но и естественнонаучных дисциплин с целью построения конструктивного взаимообогащающего диалога в области «предельных» или «смысловых» вопросов (в т.ч. связанных с такими актуальными направлениями, как биоэтика, расшифровка генома человека, новые открытия в области исторической антропологии, молекулярной генетики, космологии, осмыслением научно-технического прогресса и т.д.), снятия ложных предубеждений, повышения компетенций при работе с конкретным фактографическим материалом, а также приобретения навыков отстаивать богословские интерпретации этого материала в диалоге со сторонниками секулярных теорий, в т.ч. внецерковных интерпретаций религиозных истин и феноменов. Важнейшие условия, которые должны быть непременно соблюдены при построении христианских естественно-апологетических моделей – неповрежденность догматического учения Церкви, научная и богословская компетентность. А способность высшего церковного учебного заведения давать научно-богословскую экспертизу по различным актуальным вопросам, в т.ч. в области практических аспектов диалога богословия и науки, является одним из показателей соответствия образовательным стандартам.

«Когда мы сегодня говорим о необходимости взаимодействия богословия и науки, то речь идет, прежде всего, об открытой и взаимно ответственной встрече, в которой активное участие принимают обе стороны. Такое взаимодействие может происходить в разных формах: в форме диалога с целью взаимного узнавания и соотнесения позиций; в форме общей дискуссии по какой-то конкретной теме; в форме совместных исследований», - отметил митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в своем выступлении на состоявшемся недавно Патриаршем совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества»[9].

Все эти направления находят свою реализацию примежвузовском сотрудничестве в области естественных наук в Московской духовной академии.

К крупнейшим форумам последних лет можно отнести следующие конференции, проведенные в МДА или при активном участии Академии.

·  Международная юбилейная конференция, посвященная 325-летию МДА: «Церковь, наука и образование в России: история и перспективы», МДА, 11-13 октября, 2010 г[10].

· Ежегодная конференция «Наука. Философия. Религия», традиционно проводимая в Доме международных совещаний Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в г. Дубна (Московская область). Это дискуссионная площадка, которая собирает представителей науки, философии и богословия для обсуждения и экспертной оценки актуальных проблем современности[11]. Особенностью конференции является рассмотрение заявленной темы в рамках методов, принятых в трех вышеуказанных ключевых сферах разумной и духовной жизни человека, обеспечивающих в тесной взаимосвязи «объемный» взгляд на рассматриваемую проблему. Именно такой подход востребован сегодня в российском обществе, поскольку он содействует достижению общественного согласия и поиску истины. Предыстория конференции восходит к началу 60-х гг. прошлого ХХ века. Тогда под председательством первого директора ОИЯИ Д.И. Блохинцева в Дубне начали проводиться встречи философов и физиков для обсуждения основных онтологических и гносеологических вопросов. В 1990 г., когда стало возможным участие Церкви в таких встречах, их традицию продолжила конференция «Наука. Философия. Религия», инициатива проведения которой принадлежит профессорам ОИЯИ В.Н. Первушину и В.А. Никитину, а также профессору МДА А.И. Осипову. Первая конференция с таким названием прошла в 1990 г. и была посвящена обсуждению понятия истины в науке и религии. Темы последних конференций: «Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий» (2010), «Человек в техническом мире: вызовы XXI века» (2011), «Проблема экологии и кризис ценностей современной техногенной цивилизации» (2012).

· 1-2 декабря 2011 г. в МДА прошла юбилейная конференция «Целостное мировоззрение ученого-христианина: вызовы современной эпохи и пути их преодоления: к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (1711-1765)», в которой приняли участие представители многих вузов[12]. Особо знаменательно то, что форум носил не столько «мемориальный», сколько актуально-практический характер, затрагивая современные проблемы, связанные с формированием целостного миросозерцания научного работника, исповедующего веру во Христа.

· Международные образовательные Рождественские чтения также традиционно связаны с МДА, в т.ч. и в аспектах построения диалога между богословием и наукой. Так, 24 января 2012 г. в рамках ХХ Международных образовательных Рождественских чтений в Московской духовной академии состоялась конференция «О происхождении мира и человека», в которой приняли участие профессора и научные сотрудники МДА и РАН[13], обсудившие проблематику антропогенеза и археологии палеолита в контексте православной библеистики и вероучения.

Междисциплинарные исследования подразумевают привлечение специалистов с целью ведения диалога и научных дискуссий. По инициативе проректора по учебной работе и зав. кафедрой богословия МДА заслуженного профессора М.С. Иванова в 2012 г. в Московской духовной академии состоялись проблемные семинары, посвященные богословскому осмыслению проблем биоэтики (7 февраля 2011 г.) и общей тематике междисциплинарного диалога «Что ученые естественники ожидали бы от православных богословов» (7 июня 2012 г.). На семинарах были представлены к обсуждению не только сообщения профессоров, преподавателей и магистрантов МДА, но и доклады профессора МГУ А.С. Соболева[14]. Естественно-апологетическая проблематика активно обсуждается и на кафедре библеистики МДА, силами которой было организовано несколько Летних библейских университетов для прихожан храмов из среды студенческой молодежи Москвы[15]. Также преподаватели и студенты МДА регулярно принимают участие в постоянно действующем семинаре Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Наука и вера», существующем с 1997 г.[16]. На семинаре звучат и обсуждаются доклады как богословов и философов, так и специалистов из разных областей науки: космологии, физики, математики, геологии, биологии, антропологии, психологии, археологии, истории.

С 30 января по 10 февраля 2012 г. в Москве при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия на базе Национального исследовательского ядерного университета МИФИ были проведены курсы повышения квалификации для преподавателей «Концепций современного естествознания» духовных школ Русской Православной Церкви, в которых приняли участие и преподаватели МДА. Иллюстрированные слайд-презентациями лекции, а лучше сказать, пространные доклады о последних достижениях в физике, астрономии, биологии, науках о земле, читались ведущими специалистами в данных областях – ежедневно по 7-8 часов на протяжении двух недель[17]. Как правило, каждое выступление профессоров сопровождается обсуждением и ответами на многочисленные вопросы. Проект еще раз подтвердил очевидный факт: богословы готовы вдумчиво слушать и слышать ученых, при этом, безусловно, не обязательно соглашаясь с теми или иными мировоззренческими выводами. Говоря же о лекторах состоявшихся курсов, в целом можно констатировать - они обрели во вдумчивых «совопросниках» и единомышленников. Особенно важно здесь то, что, фактически, начинает формироваться корпорация потенциальных экспертов в области естествознания, готовых к соработничеству с носителями церковной мысли без опосредующего вязкого «буфера» паранаучной и парацерковной мифологии.

Для развития научно-исследовательской деятельности в МДА в области диалога между богословием и естественными науками планируется дальнейшее проведение научных семинаров по разнообразной актуальной тематике с участием заинтересованных преподавателей и учащихся. Хочется надеется, что данная практика с течением времени может привести и к образованию научной школы. Видимо, в перспективе станет востребованной практика «двойного руководства» диссертантами – специалистом в области богословия и специалистом в области естественных наук, как это принято при организации серьезных междисциплинарных исследований. Среди представленных тем дипломных, магистерских и кандидатских работ, часть из которых были успешно защищены при участии внешних оппонентов, а другие находятся в стадии разработки, можно назвать следующие:

1)  «Поиск «разумного замысла» («intelligent design») как направление в современной естественнонаучной апологетике»;

2)  «Недарвиновские концепции эволюции в биологии и их христианско-апологетическое осмысление»;

3)  «Концепция номогенеза («развитие на основе закономерностей») Л.С. Берга в биологии и ее богословско-апологетическое осмысление»;

4)  «Богословско-апологетическое осмысление психо-биологического сходства человека и приматов»;

5)  «Космологический антропный принцип и его богословское осмысление»;

6)  «Богословско-критический анализ работы еп. Василия (Родзянко) «Теория распада Вселенной и вера отцов»;

7)  «Проблема профессионального призвания в православном богословии и генетическая обусловленность способностей»;

8)  «Естественные науки как средство приближения к познанию Творца»;

9)  «God of the gaps»: логическая ошибка или один из аргументов в пользу Творения?»

10) «Происхождение человека: библейско-святоотеческое учение и современные антропологические исследования»;

11) «Проблема соотнесения личной свободы и концепции генетического детерминизма: богословский взгляд на проблему;

12) «Осмысление феномена жизни: диалог богословия и науки (история и современность)»;

13) «Математические аналогии в апологетике»;

14) «Дискуссии между христианским эволюционизмом и креационизмом на рубеже ХХ-ХXI вв».

Информационную поддержку в области сотрудничества Московской духовной академии с представителями естественнонаучных центров обеспечивает не только официальный сайт МДА, но и научно-богословский портал «Богослов.ру», главным редактором которого является проректор по научной работе МДА протоиерей Павел Великанов. На портале существуют специальные рубрики «Апологетическое (основное) богословие», «Естественные науки», «Антропология», «Философия» и другие разделы, где могут публиковать результаты своих исследований в виде статей, видеодокладов, интервью и рецензий с возможностью комментирования и обсуждения все участники научно-богословского диалога.

Таким образом, развитие межвузовского сотрудничества в области диалога между богословием и естественными науками постепенно снова становится одним из приоритетных направлений деятельности Московской духовной академии, как это и было в дореволюционные времена, но, разумеется, уже в совершенно другом историческом контексте. Однако слова, сказанные В.И. Вернадским (1863-1945) еще в ту далекую эпоху, как мы видим, не теряют своей актуальности и сегодня:

«Не говоря уже о неизбежном и постоянно наблюдаемом питании науки идеями и понятиями, возникшими как в области религии, так и в области философии, - питании, требующем одновременной работы в этих различных областях сознания, необходимо обратить внимание еще на обратный процесс, проходящий через всю духовную историю человечества. Рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ философского и религиозного сознания человеческого духа: религия и философия, восприняв достигнутые <…> данные, все дальше и дальше расширяют глубокие тайники человеческого сознания»[18].



[1] Колыванов Г.Е. Голубинский Дмитрий Федорович // Православная богословская энциклопедия в 25 тт., Т. ХI – М., 2006. - С. 718-719. Колыванов Г.Е. Кафедра естественнонаучной апологетики в Московской духовной академии (1870-1903) в лице Д.Ф. Голубинского // Богословский вестник МДА, № 11-12 – Сергиев Посад, 2010. - С. 256-290.

[2]Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление // Полное собрание сочинений. Том IV. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1955. - С.373-374.

[3] Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии (1870-1900). Часть II: Летопись научной жизни академии / Курсовое соч. – Загорск, 1974. - С. 50.

[4] Там же, с. 51.

[5] Отчет размещен на официальном сайте МДА: http://www.mpda.ru/news/text/847918.html

[6] Отчет размещен на официальном сайте МДА: http://www.mpda.ru/news/text/21682.html

[7] Отчет размещен на официальном сайте МДА: http://www.mpda.ru/news/text/119525.html

[8] Отчет размещен на официальном сайте МДА: http://www.mpda.ru/news/text/20210.html

[9]Иларион (Алфеев), митр. Доклад на Патриаршем совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» 28 ноября 2012 г. – Электронный ресурс:http://www.patriarchia.ru/db/text/2619783.html

[10] Программа конференции размещена на официальном сайте МДА: http://www.mpda.ru/events/text/257357.html

[11] Конференции традиционно собирают ученых, философов и богословов из различных вузов и научных центров России: ОИЯИ, Российская академия наук, Московская духовная академия, Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Православный Свято-Тихоновский университет, Самарский государственный университет путей сообщений, Казанский национальный исследовательский технологический университет и др.

[12] Программа конференции размещена на официальном сайте МДА: http://www.mpda.ru/events/text/689877.html

[13] Отчет о конференции размещен на официальном сайте МДА: http://www.mpda.ru/news/text/759048.html

[14] Отчеты о семинарах размещен на официальном сайте МДА: http://www.mpda.ru/news/text/367703.htmlhttp://www.mpda.ru/news/text/956786.html, а также на научно-богословском портале "Богослов.Ru": http://www.bogoslov.ru/text/2649148.html

[15] Отчет о Летних университетах размещен на официальном сайте кафедры библеистики МДА: http://www.bible-mda.ru/#main

[16] Страница семинара на официальном сайте ПСТГУ: http://pstgu.ru/scientific/seminars/science_faith/info/

[17] Мумриков О., свящ. Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия: неделя первая.- [7 февраля 2012 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2429268.html ; Мумриков О., свящ. Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия: неделя вторая, завершающая.- [13 февраля 2012 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2438379.html

[18] Вернадский В.И. О научном мировоззрении // Биосфера и ноосфера. - М.: Айрис-пресс, 2008. - С. 214.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9