История департамента Христокатолического богословия
23 ноября
1874 года пять профессоров и девять студентов приступили к занятиям на
Католическом богословском факультете. Тем самым был осуществлен план, который,
начиная с 1830 года, постоянно обсуждался в либерально-радикальных кругах
швейцарского общества, не доверявших священническим семинариям, которыми
управляли епископы. Целью вышеупомянутого плана было создание в одной из
государственных высших школ католического богословского факультета, в котором будущее
духовенство, обучаясь у себя на Родине, имело бы возможность получать научное
образование, свободное от влияния идеологии усиливавшегося в это время ультрамонтанизма.
Статья
Своего рода
катализатором для реализации данного плана стал Культуркампф, с начала 1873
года вспыхнувший с большой силой в католической части тогдашней Бернской Юры.
Кантональное правительство, поддерживаемое в этой борьбе
либерально-радикальными кругами, объединенными в Базельской католической
диоцезальной конференции, целенаправленно осуществило идею создания католического
богословского факультета, независимого от официальных властей Римско-католической
церкви.
Для
новообразованного факультета большой трудностью было найти подходящих
профессоров. Среди них был только один швейцарец, Эдуард Герцог, который раньше
был профессором Экзегетики в богословском учебном заведении Люцерна. Остальные
профессора были из Германии и Франции. Свои лекции для кандидатов в духовенство
из католической Юры они были обязаны читать по-французски. 7 ноября 1874 были
произведены последние назначения, и уже через неделю факультет во главе с
деканом Иоганном Фридрихом был официально учрежден. Иоганн Фридрих некогда был
профессором в Мюнхене и учеником Игнаца фон Деллингера, известного лидера
оппозиционного движения против так называемого Папского декрета I Ватиканского собора 1870
года.
Открытие
факультета 11 декабря 1874 года было отмечено с большим энтузиазмом как
настоящий праздник со многими приглашенными гостями и факельным шествием, ибо,
по мнению основателей нового факультета, этим была создана важная предпосылка
для обновления Римско-католической церкви в демократическом духе.
Для какой
Церкви предназначалось будущее духовенство, которое не принял бы ни один
римско-католический епископ? В течение 1871 - 1876 годов на волне протеста
против идеологии оказавшегося у власти при
папе Пие IX
ультрамонтанизма, совершенно отгородившегося от современных форм
церковно-государственных отношений, возникла церковная организация, состоящая
из католиков готовых выйти из подчинения Римскому папе. Созданный ими в 1875
году в г. Ольтен (Швейцария) национальный синод избрал годом позже профессора
Нового Завета Эдуарда Герцога своим епископом. Во многом благодаря ему,
старокатолики Швейцарии смогли освободиться от некоторой хаотичности, связанной
с политической борьбой, и достичь таких форм церковного устройства, которые
ориентировались бы на библейские и древне-церковные корни. Этому также
содействовало подрастающее поколение приходского духовенства, на образование и
воспитание которого оказывали влияние епископ Герцог и его коллеги по
университету, и в духе которых выпускники факультета действовали в своих
церковных общинах.
Таким
образом, факультет (который только с 1945 года официально был переименован в
«Христокатолический богословский факультет»), прежде всего, ставил перед собой
задачу подготовить духовенство для церковных общин христокатолической епархии
Швейцарии.
В 1889 году
старокатолические церкви Голландии, Германии и Швейцарии объединились в так называемый
Утрехтский союз. Позднее к нему присоединились и другие старокатолические
церкви (швейцарские старокатолики с 1874 года стали назвать себя
«христокатоликами»). Сформулированная в начале 70-х годов XIX века университетскими профессорами
(в основном отлученными от Римско-католической церкви) программа ставила перед
старокатолическим движением три главных цели: протест против одержавшей победу
в 1870 году новой церковной конституции, реформа Римско-католической церкви в
духе так называемой древней неразделенной Церкви первого тысячелетия и участие
в восстановлении единства между церквями. Эта программа вызвала широкий
резонанс в кругах православной и англиканской церквей, в диалоге с которыми
старокатолицизм развивался долгое время. Профессора Бернского университета
играли в этом диалоге важную роль.
Экуменическому
и богословскому диалогу служит и издающийся в Берне профессорами и выпускниками
факультета с 1893 года до сего дня журнал «Internationale Kirchliche Zeitschrift» (до 1910 назывался «Revue Internationale de Théologie», с 1911 стал носить новое
название «Internationale Kirchliche Zeitschrift»).
Его первые выпуски под редакцией профессора Ойгена Мишо (Eugène Michaud)
быстро стали впечатляющим форумом международного богословского обмена. В 1931
году было достигнуто соглашение о
церковном единстве с церквями всего англиканского содружества. Не прекращает
Старокатолическая церковь вести диалог и с поместными православными Церквями.
Все это
объясняет, почему учащиеся из вышеназванных церквей приезжают на учебу в Берн.
Из 400 закончивших факультет (по данным 1999 г.) около половины иностранцы, а именно
около 100 из других старокатолических церквей (прежде всего из Германии,
Голландии, Австрии, Польши), другие 100 из восточноевропейских православных
Церквей и 9 из церкви Англии и епископальной церкви США. Если для студентов из
Швейцарии на первом плане находится высшее образование с госэкзаменом или
лицензиат, то иностранцы более интересуются последипломным обучением или докторантурой.
Декрет об
учреждении факультета предусматривал максимальное число профессоров семь. Это
число никогда не было достигнуто. С 1883 года число профессоров, с небольшими
перерывами, было всегда четыре. Обучение по классическим специальностям
(Библеистика, История Церкви, Систематическое и Практическое богословие), а
также исследовательская работа находятся в более тесной связи с целями и
задачами Христокатолической Церкви чем, пожалуй, у других богословских
факультетов. Это вопросы структуры церковной общины, соотношения свободы и
авторитета в горизонте христианской традиции, которые в разных аспектах стоят в
центре внимания.
По материалам сайта: http://www.theol.unibe.ch/cetheol/geschichteck.htmlКомментарии ():
Написать комментарий: