Интервью с протоиереем Василиосом Фермосом. Часть 1
В продолжение обсуждения вопроса о духовной жизни детей и подростков читателям предлагается интервью с протоиереем Василиосом Фермосом (Βασίλειος Θερμός/Vasileios Thermos), кандидатом богословских наук, преподавателем пастырского богословия, психиатром, занимающимся психотерапией детей и подростков, автором многих книг и статей. В первой части о. Василиос ответил на вопросы, касающиеся организации духовной жизни детей до 7 лет.
Статья

Маленькие дети вечно шумят, бегают, играют, разговаривают, плачут и могут помешать другим. Стоит ли приводить детей к началу Литургии или, может быть, лучше приводить их в конце, к самому причастию?

Хорошо было бы чередовать то и другое. Родители должны объяснить ребенку, что другим людям нужна тишина, чтобы молиться. Если же шум продолжается, то, если это возможно, попробуйте выйти с ребенком ненадолго на улицу и вернуться обратно. Иногда можно приводить ребенка пораньше, обсудив с ним это заранее. Если же ребенка приводят к концу, тогда хорошо, чтобы один из родителей приходил с ребенком попозже, а другой шел бы к началу, чтобы помолиться и на утрени[1], и на Литургии, а в следующий раз родители могут поменяться. Но и взрослые прихожане должны научиться не обращать внимания на небольшой шум.

Как часто нужно причащать маленьких детей? Как можно чаще? Каждое воскресенье? Каждый месяц?

Как можно чаще и ради благодати, и ради создания личного опыта и привычки в душе ребенка с раннего детства. Хотя, конечно, нужно с рассуждением подходить. Например, если очень много причастников, а священник один и пожилой, не следует утомлять его чрезмерно.

Часто бывает, что дети, которых редко приводят в храм, не хотят причащаться, потому что боятся, боятся священника, как врача, плачут и т.д. Как вы считаете, возможно ли в таком случае причащать ребенка насильно?

Многие так делают, но лично мне это не нравится. Может быть, тогда лучше, чтобы ребенок причащался последним и видел, как причащаются другие дети. А может быть, нужно подождать несколько лет, пока он подрастет. В любом случае, помогает крестить ребенка рано, в 3-6 месяцев, вот на это и нужно направлять наши пастырские усилия. Еще нужно убедиться, что родители никогда не угрожали ребенку, что, например, батюшка его накажет за что-нибудь – ведь тогда его страх оправдан.

Что могут делать родители с детьми 4-7 лет, чтобы они не шумели в храме и не скучали во время богослужения? Чем можно занять ребенка во время службы? В некоторых храмах в России устраивают специальные комнаты для детей, где с ними сидят двое-трое родителей, а все остальные молятся в храме. Как вы относитесь к подобному решению? Существует ли в Греции подобная практика?

К сожалению, нет, за исключением нескольких храмов, в которых есть нижний храм, – там проще. Я думаю, это хорошая идея – устраивать такие специальные помещения или отделенный стеклом притвор с аудио трансляцией, как, я видел, делают в Америке. Но даже если такие помещения есть, мы всегда можем спросить ребенка, не хочет ли он ненадолго пойти на саму Литургию, а потом вернуться обратно.

В каком возрасте дети должны начинать исповедоваться?

Раньше говорили, что с семи, но в наше время ум созревает быстрее, так что можно было бы и с пяти начинать. Но нужно быть очень осторожным с исповедью в таком возрасте, чтобы не допустить ошибок, которые на всю жизнь оставят след в душе. Также исповедь не должна превращаться для ребенка в выговор. Исповедь должна быть чем-то приятным, некой беседой о Христе, которая также будет приводить и к признанию ошибок.

Как часто должны исповедоваться маленькие дети?

Наверное, дети помладше – перед большими праздниками, а дети постарше – еще и если случится какой-нибудь серьезный грех. Родители могут в какой-нибудь подходящий момент предложить ребенку пойти исповедаться.

В каком возрасте дети должны начинать поститься? Как должен поститься маленький ребенок? Пост должен касаться еды, развлечений? В каком возрасте и как именно родители должны объяснить ребенку, в чем заключается смысл поста?

Объяснять следует с малого возраста и поощрять ребенка проявлять свою любовь и благодарность Христу, принося что-нибудь в жертву. Это может быть еда, сладкое, игрушка, которую он бы купил и др. Хорошо, чтобы пост по средам и пятницам соблюдался бы в семье и для ребенка, может быть, с некоторыми послаблениями. Перед началом длинных постов можно обсудить с ребенком и договориться, сколько он может поститься (немножко в начале и немножко в конце). Надо помнить о том, что чувство времени у детей совершенно иное. Ведь один день для ребенка 4-7 лет длится целую вечность!

Как должен и должен ли вообще ребенок поститься перед причастием?

Даже маленькое лишение только накануне вечером перед причастием уже достигает своей цели. Наверное, для детей до 5 лет не нужно даже такого поста, поскольку для них лишением является уже то, что они ничего не едят до причастия. Конечно, в России, где причастие, вероятно, начинается часов в 11-12, ребенок 3-4 лет, если он просыпается рано утром, и до причастия еще несколько часов, наверное, может и немного перекусить.

Как маленький ребенок может молиться дома?

И сам, и с семьей. Хорошо, чтобы сначала была общая семейная молитва, чтобы ребенок получил некоторую подготовку. Можно порекомендовать книги, в которых есть молитвы для детей. Еще хорошо, чтобы дети делали поклоны. Также я считаю правильным, чтобы родители учили детей молиться не только за свою семью и друзей, но и за детей, которые голодают и болеют, за далекие народы, за незнакомых нуждающихся людей и т.д.

Как родители должны говорить с ребенком младше семи лет о Боге и о Церкви? Нужно ли ждать вопросов со стороны ребенка?

Нет, пусть говорят и по собственной инициативе, рассказывая детям в первую очередь истории из Священного Писания и жития святых. В Греции издано множество житий святых для детей.



[1] В греческой богослужебной практике вечером служится только вечерня, а утреня совершается всегда утром перед Литургией.


Беседовала А. Саминская

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9